Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Коррупция Путина

Эдуард Сафронский в самом недавнем прошлом был одним из ведущих защитников прав человека в запутанном деле "ЮКОСа"

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Проведя почти всю свою профессиональную жизнь в правовых баталиях сначала против комиссаров, а теперь вот против нынешнего поколения российских бандитов, выдающих себя за правительство, Эдуард Сафронский заслужил право на свое сильное замечание: "В моей стране снова зарождается тоталитарный режим. Это российская реалия".

Вашингтон, 21 декабря 2004 года. Проведя почти всю свою профессиональную жизнь в правовых баталиях сначала против комиссаров, а теперь вот против нынешнего поколения российских бандитов, выдающих себя за правительство, Эдуард Сафронский заслужил право на свое сильное замечание: "В моей стране снова зарождается тоталитарный режим. Это российская реалия".

Предыдущая компания правителей (1917-1991 гг.), возможно, номинально служила идеологии, но Сафронский называет то, что появилось при Владимире Путине - у которого президент Буш-младший (George W. Bush), как он сам утверждает, обнаружил добрую душу - жаждой власти, базирующейся на экономической жадности, которая маскируется всегда удобным национализмом.

Сафронский, этот тихий, но сильно чувствующий юрист, для подтверждения своей точки зрения может сослаться на свой непосредственный опыт: в самом недавнем прошлом он был одним из ведущих защитников прав человека в запутанном деле "ЮКОСа", нефтяной империи, которую Путин избрал для своих нападок с целью конфискации.

Если бы Сафронский был сейчас в Москве, его наверняка бросили бы в тюремную камеру за его нынешнюю деятельность - за рассказы о судебном деле прямо из Кафки (Kafka), когда он осуществлял защиту некоторых банкиров "ЮКОСа". К счастью, он недосягаем для Путина и отказался поставить свою подпись под распоряжением о сохранении обстоятельств судебного дела в тайне, пока был непосредственным участником этого процесса. (Ему пришлось уйти из этого процесса, чтобы начать борьбу против рака.)

Долгие месяцы американцы видели в грубом нарушении прав "ЮКОСа" главным образом тему для деловых изданий, историю о якобы совершенных налоговых преступлениях на фоне намеков на влияние гангстеров, с возможными последствиями для переменчивых мировых поставок и цены сырой нефти.

Фактически, как продолжают напоминать нам наблюдатели за правами человека из Совета Европы, дело "ЮКОСа" является классическим примером того, что делает с Россией Путин в интересах своей клики, которая становится все могущественней. Дело "ЮКОСа" следует рассматривать как неотъемлемую составляющую тревожного стиля правления, которое сочетает жестокость подавления восстания в Чечне с вмешательством, если не хуже, в недавние выборы на Украине, резко возросшими военными расходами и усилением антиамериканской риторики в публичной сфере, а также с ростом запугивания средств массовой информации (СМИ) и числа акций против политических оппонентов. С начала прошлого года путинские приспешники яростно атакуют эту компанию. Причиной этого официально называют серьезные экономические преступления, в особенности налоговые мошенничества таких масштабов, в которых, надо думать, фигурировали денежные суммы, значительно превышавшие тот чистый доход, с которого "ЮКОС" якобы не платила налоги. Дошло даже до того, что в отношении "ЮКОСа" задним числом применили новые законы.

Трое менеджеров "ЮКОСа", в том числе его основатель Михаил Ходорковский, содержится в условиях, близких к варварским. В конце прошлой недели реальная цель всего этого стала предельно ясной, когда российское правительство попыталось продать главную производственную единицу "ЮКОСа". . . самому себе, никак не меньше, под предлогом возмещения недоимок по налогам.

Вне всяких сомнений, первоначальная распродажа бывшей советской собственности в 1990-х годах, в результате чего и появился "ЮКОС", происходила в темных обстоятельствах. А уклонение от налогов процветает в обществе, которое далеко не соответствует международным нормам прозрачности и соблюдения принципа главенства закона.

Однако поведение путинских властей в деле "ЮКОСа" просто нелепо. Европейские наблюдатели за правами человека задокументировали отказ в оказании медицинской помощи, незаконное содержание под стражей до суда, возможное применение психотропных веществ и отказ в свидании с адвокатами и с прессой. Важнейшим для ведения дела стало предъявление уголовных обвинений менеджеру высшего звена Алексею Пичугину, чтобы принудить его дать показания в отношении Ходорковского и других. В числе обвинений, по которым удерживают практически отрезанным от внешнего мира Пичугина, два убийства и три покушения на убийство.

Один из следователей Совета Европы с типичными для этой организации недомолвками сослался на нескольких свидетелей, которые якобы видели, как Пичугину, чтобы сделать его более разговорчивым, без его ведома давали психотропные вещества, и угрожающе добавил: "Суд над Пичугиным проходит за закрытыми дверями, без участия публики, несмотря на то, что всего 2% приобщенных к делу документов имеют гриф секретности".

На сегодня есть, кажется, всего один "свидетель" в этом деле - человек, отбывающий пожизненное заключение за восемь убийств и пять изнасилований.

Что касается экономических обвинений, вышеупомянутый следователь Совета Европы отметил, что перед тем, как предпринять попытку отнять у "ЮКОСа" его главную производственную единицу, правительство специально для "ЮКОСа" ввело налог на литр нефти, который в 3 раза выше налогов, взимаемых с других компаний, и "явно превышает финансовые возможности этой компании". Сафронский защищал чиновников, против которых были сфабрикованы обвинения в бывшем Советском Союзе. В момент, когда наступил крах коммунизма, ему дали статус беженца здесь, в США - настолько серьезной была опасность, связанная с его адвокатской деятельностью.

И вот теперь, отмечает он, это происходит вновь. Сафронский сказал мне, что европейцы лучше понимают, что происходит в России. Нынешний подход США к России, по его мнению, является наивным.

Принимая во внимание, что Россия - практически единственный предмет, по которому имеет опыт будущий государственный секретарь США Кондолиза Райс (Condoleezza Rice), я предпочел бы более сильное определение. Мы все еще слишком заискиваем перед правительством, которое на всех парах летит к серьезным неприятностям. Правительства вроде путинского, которые подчиняют свою систему отправления правосудия политическим целям - это такие правительства, которые, в конце концов, начинают неправильно вести себя также во внешней политике. Давно прошло время, когда Соединенным Штатам следовало бы громогласно заговорить об этой тенденции.

________________________________________________________

Новорожденный российский гигант ("The Wall Street Journal", США)

Cуд требует объяснений по поводу продажи дочерней компании 'Юкоса' ("The Times", Великобритания)

Люди Путина ("Le Monde", Франция)

"ЮКОС" обещает подать в суд на "Байкальскую финансовую группу" ("The Financial Times", Великобритания)

Новая власть России? ("Financial Times Deutschland", Германия)

Славянский ребус ("La Tribune", Франция)

Второй Юкос ("Le Figaro", Франция)

Опускается занавес над фарсом вокруг "ЮКОСа" ("The Financial Times", Великобритания)

ЮКОС на свалке ("The Daily Telegraph", Великобритания)

Путин доказывает свою власть над олигархами ("The Times", Великобритания)

'Юганскнефтегаз': Головная боль за $9 млрд. ("The Financial Times", Великобритания)

Роберт Амстердам: Российская Федерация не уважает закон ("La Tribune", Франция)