Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Предприниматель, отвергающий бизнес

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Премьер-министр Украины Виктор Янукович и лидер оппозиции Виктор Ющенко вчера вечером сошлись в телевизионных дебатах, их единственной встречей лицом к лицу перед назначенным на воскресенье повторным голосованием в спорных президентских выборах. Атмосфера была официальной, но скрыть напряженность самой важной политической драмы Европы 2004 года было невозможно

Политическая неразбериха последних месяцев изменила Украину. Если Виктор Ющенко выиграет повторное голосование на следующей неделе, он столкнется с серьезными вызовами

Премьер-министр Украины Виктор Янукович и лидер оппозиции Виктор Ющенко вчера вечером сошлись в телевизионных дебатах, их единственной встречей лицом к лицу перед назначенным на воскресенье повторным голосованием в спорных президентских выборах.

Атмосфера была официальной, но скрыть напряженность самой важной политической драмы Европы 2004 года было невозможно.

После кризиса длиной в несколько недель Ющенко оказался наиболее вероятным победителем. Но любящий жесткие формулировки Янукович не сдается. В случае поражения, он вполне может обратиться в суд, как в прошлый раз сделал Ющенко. Что бы ни произошло 26 декабря, крупнейший политический кризис на Украине со времен обретения ею независимости от Советского Союза в 1991 году продлится и в 2005.

Если победит Ющенко, он столкнется с серьезными вызовами, включая построение подлинной демократии, развитие свободной рыночной экономики и объединение разделенной страны. Ему придется разбираться с наследием десятилетнего авторитарного правления президента Леонида Кучмы. В сфере внешней политики он должен будет строить отношения с Россией, которая открыто поддерживала Януковича, и попытаться осуществить свои надежды на укрепление контактов с Западом, особенно с Евросоюзом.

России и Западу придется решить, как строить отношения с новой Украиной. Если Ющенко победит и консолидирует свою победу, 'оранжевая революция' может стать важным демократическим прецедентом для соседних государств, включая Россию. Но если победит Янукович или победа Ющенко приведет к неурядицам, в регионе может восторжествовать 'управляемая демократия по-русски'.

Кальман Мижей (Kalman Mizsei), региональный директор Программы развития ООН по Европе и бывшему СССР, говорит: 'Эта страна действительно должна бороться за свою индивидуальность. Но я думаю, что [события на] Украине окажут влияние на весь регион'.

Страна, которой будет управлять победитель выборов, будет совсем не похожа на ту, которая летом начала предвыборную кампанию. Большинство украинцев ожидали, что Кучма завершит свое десятилетнее правление, обеспечив передачу власти избранному преемнику, Януковичу. Административная машина манипулировала телевидением и вынуждала руководителей заставлять подчиненных голосовать за премьер-министра. Власти поощряли поддержку со стороны российского и украинского бизнеса.

Когда этого оказалось недостаточно для получения большинства голосов, власти фальсифицировали результаты, и Янукович был официально объявлен победителем голосования 21 ноября. Но он недооценил Ющенко и степень недовольства в обществе. Лидер оппозиции, при Кучме занимавший посты председателя Центробанка и премьер-министра, до того, как начал проводить свой политический курс, тщательно готовился к выборам и создал широкую коалицию. Большой ущерб кампании был нанесен, когда Ющенко был отравлен, якобы во время обеда с высокопоставленными лицами украинских секретных служб. 50-летний лидер был сильно обезображен, но оказался еще более полон решимости сместить Кучму.

Когда Ющенко понял, что выборы крадут, он обратился с призывом к своим сторонникам. Они десятками тысяч вышли на улицы и не ушли, пока голосование не было признано недействительным, не была назначена дата повторных выборов и не был принят пакет реформ для предотвращения махинаций. Несколько тысяч по-прежнему остаются в центре Киева.

Такова была 'оранжевая революция', изменившая Украину. В какой-то степени она была спланирована заранее, поскольку предвыборный штаб Ющенко предвидел возможность фальсификации. Но в основной своей массе протесты были спонтанными, а их масштаб удивил даже сторонников Ющенко. В разгар демонстраций в центре Киева собралось 500 тысяч человек, кружась в карнавале оранжевых шапок, шарфов и знамен.

Ранее Кучма настаивал, что 'грузинский сценарий' не повторится. Его чиновники утверждали, что положение украинского лидера более прочное, чем было у Эдуарда Шеварднадзе, бывшего президента Грузии, и что украинцы пассивнее грузин.

Они ошибались. Подавленная в 20м веке войной и репрессиями нация сбросила мысленные оковы. Как сказала Надя Березовская, почтальон средних лет, участвующая в акции протеста, 'раньше мы ползали перед властью на коленях, но теперь поднялись на ноги'.

Чтобы ни произошло на выборах, Украина изменилась. Любая попытка вновь навязать ей авторитарное правление столкнется с серьезным сопротивлением. Люди уже пытаются придать переменам законный статус. Так, лидеры регионов требуют административной децентрализации. Это легко воспринять как угрозу, особенно учитывая политический раскол страны на ориентированный на Россию восток, поддержавший Януковича, и центральные и западные регионы, выступающие за Ющенко. Однако, и запад, и восток сходятся во мнении, что Кучма сконцентрировал слишком много власти в Киеве. Григорий Немыря, председатель прозападного киевского фонда 'Ренессанс', считает, что в этом распространении местных инициатив 'рождается гражданское общество'. Волна народного энтузиазма создает политические вызовы. Ожиданий много, и разочарования практически неизбежны. Как вероятный победитель выборов, Ющенко стоит перед многими препятствиями.

Первое - это сами выборы. Все указывает на то, что они будут гораздо более честными, чем в прошлый раз, но вряд ли абсолютно справедливыми. Воля правительства Кучмы к сопротивлению народной поддержке Ющенко была сломлена. Большинство киевских чиновников, губернаторов и представителей властей более низкого уровня в центральных и западных регионах тоже прекратили игру.

Ведущие организаторы махинаций и нечестной тактики покинули сцену, включая генерального прокурора, министра внутренних дел и председателя Центральной избирательной комиссии. Другие важные фигуры в администрации Кучмы отошли от Януковича: их возглавляет Виктор Пинчук, олигарх и зять нынешнего президента. Но премьер-министр сохранил поддержку ведущих бизнесменов Донбасса, включая самого богатого человека Украины Рината Ахметова и Виктора Медведчука, главу президентской администрации и влиятельного бизнесмена. Сам Кучма, похоже, мечется между двумя этими группами.

Защита от фальсификации была серьезно усилена. Проведенные в начале месяца реформы избирательного законодательства ограничивают возможности обмана. Центризбирком и местные избирательные комиссии составляются заново. Международные наблюдатели съезжаются в еще больших количествах, чем в прошлом месяце (см. выше).

Таким образом, массовые махинации маловероятны, за исключением Донбасса. Стратегия Януковича направлена не на победу, а на утверждение в качестве политического лидера Донецкой и Луганской областей и становление в качестве лидера национальной оппозиции против Ющенко. Он ожидает убедительной победы в самых восточных регионах страны, в Донецке и Луганске, где в прошлый раз набрал более 90% голосов. Вопрос в том, какую поддержку он получит в центре и на юге.

Кроме того, Янукович захочет подорвать легитимность результатов, ухватившись за любое нарушение сторонников Ющенко, чтобы позже иметь возможность заявить, что его обманули.

Допустим, г-н Ющенко победит. Тогда следующей его задачей станет формирование правительства. Возглавляемая им коалиция была создана в первую очередь для свержения г-на Кучмы, и когда тот уйдет со сцены, между ее участниками неизбежно возникнут противоречия. Среди союзников г-на Ющенко - Александр Мороз, лидер социалистической партии, Анатолий Кинах, бывший премьер-министр, один из видных 'перебежчиков' из лагеря Кучмы, и Юлия Тимошенко, в 1999-2001 гг. - вице-премьер в реформаторском правительстве г-на Ющенко.

Г-жа Тимошенко - фигура неоднозначная: она сколотила капитал в начале 1990х гг., торгуя газом на рынке, подконтрольном государству. Ее зажигательные речи сыграли важную роль в ходе 'оранжевой революции'. Однако ее радикальные взгляды - она призывает к пересмотру всех прежних приватизационных сделок - противоречат компромиссной позиции г-на Ющенко. Кроме того, ее репутация запятнана обвинениями в коррупции, относящимися еще к событиям середины 1990х гг., которые она отвергает, называя политическими нападками. Сформировать правительство во главе с г-жой Тимошенко будет непросто. Однако формировать правительство без нее будет, наверное, еще сложнее.

Более того, в распоряжении г-на Ющенко будет всего несколько месяцев: затем вступят в силу конституционные поправки. Эти изменения, согласованные в начале декабря с г-ном Кучмой, предусматривают перераспределение полномочий от президента к парламенту: этот процесс начнется в 2005 г. и закончится весной 2006 г., сразу после очередных парламентских выборов.

В принципе г-н Ющенко поддерживает эти реформы, поскольку они затруднят возвращение к авторитаризму. Однако на практике эти изменения должны существенно усложнить политический процесс на Украине.

Не облегчает задачу и твердое намерение г-на Ющенко позволить прокуратуре провести расследование преступлений, совершенных в эпоху Кучмы - в частности, покушения на его собственную жизнь и убийства оппозиционного журналиста Георгия Гонгадзе в 2000 г. Вопрос о том, насколько быстро будет продвигаться следствие, и кого оно назовет в качестве обвиняемых, вполне может вызвать разногласия среди партнеров по коалиции.

Тщательного и осторожного подхода потребует и проблема напряженности между востоком и западом страны. В ходе нынешнего кризиса руководители Донбасса выступали с угрозами отделения, но эту опасность не стоит оценивать серьезно. Разногласия между националистическим украиноязычным западом и русскоязычным, ориентированным на Россию востоком с момента обретения независимости постоянно смягчаются, прежде всего благодаря усилиям г-на Кучмы по укреплению единства нации. Г-н Ющенко надеется, что планируемое перераспределение административных полномочий в пользу местных органов позволит удовлетворить требования сторонников региональной автономии.

В экономике необходимо быстро предпринять корректирующие действия. В украинской экономике, оказавшейся в 1990х гг. на грани коллапса, в последние годы наблюдается существенное оживление - как ожидается, в этом году рост ВВП должен составить 12%. Однако даже министры г-на Кучмы предсказывают в будущем году резкое снижение темпов развития: прогнозируемый показатель экономического роста уже снижен с 8,6 до 6,5%. Из-за роста государственных расходов накануне выборов увеличивается инфляция и объем государственных заимствований. Кроме того, г-ну Ющенко придется решать ряд серьезных вопросов, связанных с реструктуризацией экономики. Он обещает не поддаваться требованиям о полной ревизии итогов приватизации, говоря, что его интересует не прошлое, а будущее. Однако он планирует пересмотреть заключенную в этом году сделку о продаже государством сталелитейного комбината 'Криворожсталь' - его за 800 миллионов долларов приобрели господа Пинчук и Ахметов. Попытки провести различие между этой сделкой и остальными, и одновременно поощрять инвестиции, чреваты неприятными сюрпризами.

Немедленные действия потребуются и в сфере международных отношений. Г-н Ющенко хочет укреплять связи с Западом, пострадавшие от нежелания США и ЕС сотрудничать с режимом Кучмы. Украинцы надеются на быстрые перемены в этой области, особенно в отношениях с Брюсселем.

Однако ЕС отказывается выполнить главное пожелание украинцев - в ближайшее же время пообещать, что рано или поздно страна будет принята в Союз. На саммите, состоявшемся в этом месяце, лидеры стран ЕС отклонили предложения Польши об установлении особых отношений с демократической Украиной. Киев может рассчитывать лишь на скромное увеличение объемов помощи, ускорение признания Украины страной с рыночной экономикой, и поддержку ее вступления во Всемирную торговую организацию. Возможно, г-ну Ющенко удастся добиться большего прогресса в отношениях с НАТО - эта организация уже некоторое время осуществляет программу партнерства с Киевом. Коллеги г-на Ющенко надеются, что Украина сможет вступить в Североатлантический альянс уже через два года, но на пути к этому существуют серьезнейшие препятствия - не в последнюю очередь связанные с негативной позицией России.

По словам г-на Ющенко, он выступает за хорошие отношения с Москвой. Однако здесь имеются огромные трудности. Представители администрации президента Владимира Путина рассматривают страны бывшего СССР как российскую сферу влияния, а вовлеченность Запада в их дела - как покушение на интересы России. Они полагают, что победа г-на Ющенко приведет к 'потере' Украины. Такая перспектива вызывает у них ярость, и они наверняка будут и далее поддерживать г-на Януковича. В их распоряжении есть мощное 'оружие', например обширные политические и экономические связи на Украине и контакты по линии спецслужб.

Вмешательство России в политическую жизнь бывших советских республик со всей наглядностью проявляется на примере прибалтийских государств. В прошлом году президентом Литвы стал Роландас Паксас (Rolandas Paksas) - политик-популист, получавший финансовую поддержку из России. В этом году его подвергли импичменту и отстранили от должности из-за предполагаемых связей с российской разведкой и организованной преступностью. Российские министры спекулируют на трудностях, которые испытывают русскоязычные меньшинства в Латвии и Эстонии. На Украине, которая столетиями находилось под властью Москвы, им, вероятно, будет еще легче осуществлять политические манипуляции.

Г-н Ющенко, родившийся в деревушке вблизи украинско-российской границы, хорошо понимает, какие сложные задачи ему придется решать в отношениях с Россией. В контактах с Кремлем ему больше всего поможет убедительная победа на воскресных выборах.

Петро Порошенко - тридцатидевятилетний владелец крупнейшей на Украине кондитерской фирмы, сыгравший ведущую роль в событиях 'оранжевой революции', утверждает, что полон решимости доказать: политика и бизнес на его родине вовсе не обязательно должны быть тесно переплетены.

Ожидается, что г-н Порошенко, как один из ведущих деятелей команды Виктора Ющенко, в случае победы лидера оппозиции должен получить высокий пост - возможно, он даже станет премьер-министром. В результате сам г-н Порошенко и его компании оказались в центре внимания. 'Думаю, у нас будет возможность доказать, что мы пришли в правительство не ради должностей. Мы действительно хотим создать демократический строй', - отмечает г-н Порошенко (сегодня он занимает пост председателя парламентского комитета по бюджету).

Сторонники Виктора Януковича, действующего премьер-министра и оппонента г-на Ющенко, утверждают, что нынешние выборы - это соперничество между двумя 'кланами' бизнесменов: теми, кто доволен отношениями с нынешним правительством, и теми, кто им завидует. Сторонники г-на Ющенко отвергают эту точку зрения: по их словам, новое поколение бизнес-лидеров просто приняло на вооружение принципы демократии и свободного рынка - равные для всех правила игры и верховенство закона.

По словам г-на Порошенко, он не управляет лично принадлежащими ему компаниями, передав свои акции в трастовое управление после того, как был впервые избран в парламент в 1998 г. Тем не менее, он сохраняет за собой пост председателя 'общественного совета' (не имеющего административных полномочий) принадлежащей ему телекомпании 'Пятый канал'. Хотя его передачи принимаются не по всей территории страны, в ходе предвыборной кампании 'Пятый канал' вошел в тройку самых популярных телеканалов страны. Он показывал в прямом эфире демонстрации протеста в центре Киева, которые почти все другие каналы поначалу игнорировали. 'До этих выборов лишь 3-6% населения интересовались политическими новостями. Сегодня эта цифра составляет около 50%', - отмечает г-н Порошенко.

Одно из очевидных различий между бизнесменами из окружения г-на Ющенко и их коллегами, входящими в 'ближний круг' г-на Януковича и действующего президента Леонида Кучмы, состоит в размере их состояний. Самые богатые люди Украины - среди которых зять г-на Кучмы Виктор Пинчук и Ринат Ахметов, угольный и стальной магнат, поддерживающий г-на Януковича - контролируют бизнес-империи, чей годовой оборот исчисляется миллиардами долларов. Бизнесмены, стоящие за г-ном Януковичем, связаны в основном с тяжелой промышленностью и сырьевыми отраслями, а предприниматели, поддерживающие г-на Ющенко, специализируются скорее на производстве потребительских товаров и сфере услуг.

В прошлом году объем продаж принадлежащей г-ну Порошенко кондитерской фирмы 'Рошен' составил 247 миллионов долларов. Показатели других его компаний - среди них коммерческий банк, верфь, небольшой автозавод и пивоваренная фирма - также выглядят относительно скромно. По словам г-на Порошенко, новый кабинет должен разработать четкие правила игры для всех деловых предприятий. Приоритетной задачей он считает увеличение сбора налогов с крупных компаний, в том числе частных 'империй', возникших в годы правления г-на Кучмы, и крупных корпораций, остающихся в собственности государства - например национальных железных дорог или нефтегазовой компании 'Нафтогаз' - которые, как он утверждает, превратились в инструменты разбазаривания государственных средств.

Еще одной трудной задачей в финансовой сфере является поддержание государственного пенсионного фонда, который быстро истощается из-за значительного повышения пенсий, проведенного г-ном Януковичем накануне выборов. По словам г-на Порошенко, решить проблему можно за счет повышения зарплаты бюджетников, что позволит увеличить доходы пенсионного фонда, хотя, как он сам признает, подобная тактика в какой-то степени будет способствовать росту инфляции.

Г-н Порошенко пользуется репутацией умеренного политика, склонного к стратегическим компромиссам. В начале декабря он настаивал на заключении соглашения с г-ном Кучмой, что привело к прекращению массовых демонстраций в Киеве. Намеченные этими соглашениями конституционные поправки, предоставляющие больше полномочий парламенту и правительству, приобретут решающее значение после выборов в Верховную Раду в 2006 г. Как отмечает сам г-н Порошенко, 'у нас есть как минимум год, чтобы проявить себя'.