Совершенно неизвестная финансовая группа 'Байкалфинансгруп', офис которой расположен в продуктовом магазине в городе Тверь, за 200 км к северо-западу от Москвы, претендует на то, чтобы стать крупнейшим производителем нефти в России. Аукцион продолжался всего несколько минут, и молоток опустился на сумме, невероятной для продуктовой лавочки, однако, совершенно четко обозначенной в качестве стоимости представляемых активов - 9,37 миллиардов долларов.
Дело 'ЮКОСа' превращается в маскарад. Западные деловые круги и главы государств, закрывавшие глаза на посягательства Владимира Путина на права человека и репрессии в Чечне, мотивируемые тем, что, по меньшей мере, следовало бы поставить на ноги экономику, теперь вынуждены будут изменить свое мнение. Новый царь и в экономических вопросах использует все те же самодержавные и антидемократические методы. Он насмехается над правом собственности точно так же, как и над правами человека.
Можно понять, в чем отправная точка. 'ЮКОС' участвовал в скандальных приватизациях, сделавших в эпоху Ельцина возможным обогащение кучки олигархов. 'Менатеп - банк', принадлежавший 33-летнему Михаилу Ходорковскому, за 350 миллионов долларов наложил лапу на 'ЮКОС', владевший крупнейшими нефтяными скважинами страны. Г-н Ходорковский стал самым богатым в России человеком.
С одобрения народа Владимир Путин стремится вернуть награбленное. Кроме того, он обвиняет Михаила Ходорковского в финансировании оппозиции. И он заставляет грубо арестовать руководителей 'ЮКОСа', а суд предъявляет им обвинения в уклонении от уплаты налогов и мошенничестве в крупных размерах.
Затем начинается экономико-судебный кросс. 'Менатеп' пытается защищаться, привлекая американские компании. Российские власти замораживают счета компании и требуют от нее уплаты нескольких миллиардов долларов в качестве задолженности по налогам, которые 'ЮКОС' не в состоянии заплатить. Власть решает пустить с молотка активы. Ей хотелось бы, чтобы газовая компания Газпром, так и оставшаяся государственной, получила 'ЮКОС', и таким образом 'ренационализировать' нефть - стратегическое сырье. В последнем эпизоде 'ЮКОС' делает попытку опереться на один из своих филиалов, которым он владеет в Техасе, чтобы подвести его под статью 11 американского закона о банкротстве. Этот ход блокирует аукцион и создает угрозу судебных преследований для любого западного банка, который поспособствовал бы покупке. 'Газпром', имеющий серьезные интересы заграницей, заблокирован.
Поэтому и приходится прибегать к безвестной 'Байкалфинансгруп'. Не маска ли это 'Газпрома'? А может быть другая частная 'дружественная' г-ну Путину фирма? В любом случае, кругом сплошной туман в этом капитализме по-путински. Эта война с олигархами символизируется силовыми методами, используемыми властью, которая пытается заставить идти в ногу не только российскую экономическую власть, но и иностранную тоже. Шведской фирме Ikea, которая хотела открыть магазин в Москве, тоже пришлось поплатиться. Г-ну Путину не удастся поднять российскую экономику, используя силу и не соблюдая закон.
________________________________________________________
Новорожденный российский гигант ("The Wall Street Journal", США)
Cуд требует объяснений по поводу продажи дочерней компании 'Юкоса' ("The Times", Великобритания)
Люди Путина ("Le Monde", Франция)
"ЮКОС" обещает подать в суд на "Байкальскую финансовую группу" ("The Financial Times", Великобритания)
Новая власть России? ("Financial Times Deutschland", Германия)
Славянский ребус ("La Tribune", Франция)
Второй Юкос ("Le Figaro", Франция)
Опускается занавес над фарсом вокруг "ЮКОСа" ("The Financial Times", Великобритания)
ЮКОС на свалке ("The Daily Telegraph", Великобритания)
Путин доказывает свою власть над олигархами ("The Times", Великобритания)
'Юганскнефтегаз': Головная боль за $9 млрд. ("The Financial Times", Великобритания)
Роберт Амстердам: Российская Федерация не уважает закон ("La Tribune", Франция)