Путин не использует народную поддержку для углубления реформ. Его политика только замораживает движение вперед
Примерно в это же время в 2004 году специалисты по России полагали, хотя и не были уверены, что 2004 год станет поворотным для развития России посткоммунистического периода. В том, что на выборах в марте президент Владимир Путин будет переизбран на второй четырехлетний срок, мало кто сомневался. Весь вопрос состоял как раз в том, что принесет второй срок Путина - новую волну западнических реформ или, по-старому, завинчивание гаек.
Пока что ответ довольно однозначен и не особенно приятен для инвестиционных компаний и предприятий, стремящихся войти на российский рынок. Почва для реформ сейчас не теплее русской зимы - правительство Путина приводит стратегически важные отрасли и сектора экономики под собственный контроль.
- Это ужасно, - сказал нам главный аналитик одного из московских инвестиционных банков, попросивший не называть его имени, - Россия не погибнет, но рост инвестиций будет остановлен. Нет никаких причин вкладываться на долгосрочную перспективу.
Разочарование среди инвесторов тем более обидно, что первый срок Путина прошел сравнительно успешно. После бурных 90-х годов он восстановил политическую стабильность и начал продвижение некоторых важных реформ, которые способствовали тому, что в 2000-2003 годах Россия добилась впечатляющих экономических успехов - ее экономика росла в среднем на 7 процентов в год.
ВСЕ НИЖЕ, И НИЖЕ, И НИЖЕ. . .
Несмотря на серьезные опасения, связанные с политикой президента по отношению к Чечни и средствам массовой информации, многим русским и иностранцам, жившим в России, включая большинство приехавших сюда деловых людей, казалось, что злые языки из-за границы явно преувеличивают. Путина поддерживали буквально все - от миллиардеров-капиталистов и прозападных либералов до левых избирателей, тоскующих по временам Советского Союза. Инвесторам тоже было хорошо: за четыре года правления Путина объем фондового рынка вырос на 300 процентов.
Однако после выборов проблемы посыпались одна за другой. Первой тучей на горизонте стало сведение счетов между Путиным и нефтяной компанией "ЮКОС". Ее владелец, самый богатый человек России Михаил Ходорковский, разозлил президента тем, что слишком далеко забрался в политику и слишком активно участвовал в выборах. Вместо того, чтобы после успешного переизбрания 'спуститься на тормозах', как рассчитывали многие, дело "ЮКОСа" стало, наоборот, разворачиваться все быстрее.
Хотя "ЮКОС" считался одной из лучших компаний в России по производительности и эффективности управления, российские власти конфисковали его активы и предъявили нефтяному гиганту вздорные налоговые претензии на 26 миллиардов долларов. Однако на преследовании Ходорковского и его партнеров по бизнесу Путин не остановился. Некоторые западные инвестиции, вложенные в компанию, также были экспроприированы. Вообще, все дело ведется настолько произвольно и настолько нагло, что над претензиями Путина на соблюдение законности можно разве что посмеяться. Под арест угодили Даже адвокаты "ЮКОСа".
НЕ СЛУШАЯСЬ РУЛЯ
Инвесторы до сих пор надеются, что дело "ЮКОСа" было просто сведением счетов, которое больше не повторится, но слишком уж много появляется свидетельств тому, что со стороны Путина действует именно систематическая политика авторитарного управления. Международные наблюдатели на выборах в марте были в ужасе, когда, среди прочих нарушений, увидели, что государственные средства массовой информации, по существу, агитировали за Путина. Еще сильнее гайки прессе были закручены после выборов, когда ни с того ни с сего были закрыты два популярных политических ток-шоу.
Затем в сентябре Путин использовал террористический акт, совершенный чеченскими террористами в школе в Беслане, в качестве предлога для того, чтобы коренным образом перекроить всю российскую политическую систему - отменить региональные выборы и вместо этого просто называть имена назначенцев президента. Конечно, никто не может внятно объяснить, каким образом это поможет бороться с террористами. Многие политологи считают, что концентрация власти в руках Путина сделает Россию еще более трудноуправляемой.
Недавно российский президент умудрился еще раз возмутить Запад, на этот раз своей политикой на Украине. Хотя международные наблюдатели засвидетельствовали повсеместное наличие подтасовок на прошедших в ноябре украинских выборах, Путин незамедлительно поздравил проправительственного кандидата Виктора Януковича с так называемой победой, долгое время и говорить не хотел о проведении повторного голосования и даже осудил западных наблюдателей за то, что они честно делали свою работу.
КРИВАЯ РОСТА - ВНИЗ
Правду сказать, в России инвесторы совсем не против некоторых аспектов авторитаризма Путина. Наоборот, многие верили, что, имея сильную власть, Путин как раз и начнет толкать вперед экономические реформы. Однако и здесь предсказания не оправдались. Важнейшие инициативы Путина по реструктуризации огромных и неповоротливых государственных монополий, перестройке пенсионной системы и сокращению бюрократического аппарата были блокированы в самом же правительстве его ключевыми чиновниками.
Хотя подавляющее большинство в парламенте также составляют сторонники Путина, парламент занимается законами, не имеющими никакого отношения к демократическим реформам: взять, например, закон, запрещающий гражданам распитие пива в общественных местах, или закон, усложняющий регистрацию политических партий. Кое-кому начинает уже казаться, что Путин уже потерял лучшие возможности для того, чтобы провести важнейшие экономические преобразования. Год назад Егор Гайдар, директор российского Института экономики переходного периода, бывший премьер-министром в 90-х годах, сказал мне, что 'буквально все' относительно того, каким путем пойдет Путин дальше во время своего второго срока, решится в мае-июле 2004 года. И сейчас все больше и больше кажется, что он был прав.
Единственное утешение для бизнеса - то, что российская экономика, опирающаяся на рекордно высокие цены на нефть, остается сравнительно сильной. Однако в последние месяцы рост существенно замедлился; вниз пошли и кривые роста инвестиций. В этом году прогнозируемый рост ВВП составит 6,5 процента, что существенно ниже 2003 года, когда он был на уровне 7,3 процента. Правительство боится, что в 2005 году рост вообще упадет до 4 процентов. Это уже значительно ниже цели Путина - 8 процентов в год, что позволило бы, как он провозглашал, за десять лет удвоить ВВП.
АТМОСФЕРА СТРАХА
Экономические советники Путина, разочарованные черепашьими темпами реформ и разрушительным характером дела "ЮКОСа", практически в открытую поднимают бунт против своего патрона. Как заявил 14 октября в интервью газете 'Коммерсант' советник президента по экономической политике Андрей Илларионов, 'самое опасное - атмосфера страха, которой еще несколько лет назад не было'.
Больше всего в стране боятся, что тактика, примененная в деле против "ЮКОСа", будет распространена на другие крупнейшие российские компании. Так оно и случилось - 8 декабря налоговые органы прислали претензии по налоговым недоимкам за 2001 год на сумму в 158 миллионов долларов компании 'Вымпелком', оператору сотовых сетей связи, который на бирже считался одной из российских 'голубых фишек'. За один день российские акции потеряли в цене 10 миллиардов долларов.
Местные аналитики считают, что дело против 'Вымпелкома' начато на почве экономического спора между 'Альфа-Групп', ключевым акционером компании, и конкурентами, предположительно связанными с близким соратником Путина Леонидом Рейманом, министром связи России.
ТВЕРДАЯ РУКА
Однако причины вряд ли имеют значение с точки зрения инвестиционного климата в России.
- Такое положение, когда налоговые органы можно вот так вовлечь в спор между частными компаниями, может сложиться разве что в какой-нибудь банановой республике, - считает Маттиас Вестман (Matthias Westman), генеральный директор компании Prosperity Capital Management, обладателя одного из самых крупных в России инвестиционных портфелей.
Может быть, в 2005 году Владимир Путин призадумается и постарается хотя бы не увеличивать ущерб, нанесенный стране неразберихой, не прекращавшейся в этом году. Но в России многие считают, что впереди еще худшие времена - боятся, что Путин все же изменит конституцию, чтобы обеспечить себе право оставаться у власти и после 2008 года и постараться прибрать к рукам и другие секторы экономики.
Президент уже неоднократно опровергал подобные предположения. Правда, так же он говорил, что не хочет разрушать "ЮКОС" и отменять региональные выборы - а в следующую минуту именно это и делал. Что бы ни принес людям второй срок президента Путина, все нарушенные им обещания и взятые назад слова уже сделали так, что главные достижения первых лет, проведенных им у власти - стабильность и предсказуемость - уже стали достоянием прошлого.
____________________________________________________________
Архив ИноСМИ.Ru
В поисках души Путина ("Newsweek", США)
В защиту Владимира Путина ("The Washington Post", США)
Россия: разворовано все ("The Guardian", Великобритания)
Россия: Преступная логика берет свое ("Philadelphia Inquirer", США)
Путин и приливная волна паранойи ("The Globalist", США)
Власть Путина слишком авторитарна - даже для него самого ("The Financial Times", Великобритания)
Путин ведет Россию к фашизму ("The New York Times", США)
Западу нельзя продолжать раздражать Путина ("Die Welt", Германия)
Путин никак не избавится от старых привычек ("Arab News", Арабская пресса)
Пересмотр отношений с Россией ("Los Angeles Times", США)
Русские мотивы в творчестве Путина ("The Washington Post", США)
Владимир Путин хочет померяться силами с демократией, Западом и всеми желающими ("The Economist", Великобритания)
Главное для путинского Кремля - контроль ("The Washington Post", США)
Бешеная езда президента Путина ("The Wall Street Journal", США)
Украинская стратегия Путина оборачивается против него ("USA Today", США)
Президент России Владимир Третий? ("The Economist", Великобритания)