Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Аукцион 'Юкоса' усиливает сомнения инвесторов

Всего шесть минут ушло в воскресенье на то, чтобы отбросить Россию назад в прошлое.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
После переизбрания на второй срок г-н Путин отошел от курса экономических реформ, таких как освобождение цен на энергоносители и борьба с вездесущей коррупцией в сфере бизнеса. Вместо этого он предпринимает шаги по укреплению контроля Кремля над стратегическими секторами экономики, прежде всего топливно-энергетическим комплексом и телекоммуникациями.

После успешного привлечения миллиардов долларов иностранных инвесторов, поверивших, что в Россию наконец-то приходит капитализм, Москва в воскресенье сменила направление в молниеносном аукционе, разделившем на части нефтяной гигант 'ЮКОС', что вызвало критику как внутри страны, так и за рубежом.

Продажу крупнейшей 'дочки' ведущей нефтяной компании страны сложно назвать справедливым и открытым процессом, говорят некоторые россияне. Станислав Белковский, директор Института национальной стратегии (Москва), в понедельник заявил, что это было 'просто актом перераспределения собственности преступной группировкой с целью получения контроля над основными финансовыми потоками страны, как это было в 1990-х'.

Не так давно Белковский был сторонником Кремля, но затем превратился в его ревностного критика. Что касается президента Владимира Путина, добавляет он, 'мы должны смотреть на него как на главу этой преступной группы'.

Даже государственное телевидение высмеяло аукцион, предположив, что продажа 'Юганскнефтегаза' неизвестной компании за 9,35 млрд. долларов была организована государством. Теперь, несмотря на обещанное Путиным честное и прозрачное разрешение дела 'ЮКОСа', последний пример силовой тактики Кремля в бизнесе грозит отпугнуть инвесторов.

Россию все чаще называют альтернативой Ближнему Востоку в качестве нового источника нефти-сырца. После кризиса, последовавшего за окончанием Холодной войны, страна возродилась одним из ведущих производителей нефти в мире, идя плечом к плечу с Саудовской Аравией. Такие западные компании, как ВР, 'ConocoPhillips' и 'Total', вложили в страну серьезные суммы, чтобы закрепиться здесь.

Но в результате атаки Кремля на 'ЮКОС', длящейся последние 14 месяцев, отношение бизнеса к России начало меняться, и капитал начал покидать страну, поскольку предполагаемые риски возросли.

Дж. Робинсон Уэст (J. Robinson West), председатель вашингтонской компании 'PFC Energy', оказывающей консультации нефтяным фирмам, говорит, что тайна, окутавшая аукцион 'ЮКОСа', еще больше усилит обеспокоенность российским деловым климатом.

'Сейчас все это дело серьезно тревожит инвесторов', - сказал он. Предприятие 'ЮКОСа', проданное в воскресенье, добывает миллион баррелей нефти в день, что составляет 11% общероссийской добычи и превосходит объемы добычи в таких странах ОПЕК, как Катар или Индонезия. Оно было выставлено на аукцион для погашения части предъявленных 'ЮКОСу' налоговых претензий на сумму 27,5 млрд. долларов.

Даже в понедельник о победителе торгов было известно мало. Это компания 'Байкалфинансгруп', зарегистрированная в провинциальном российском городе. Тем временем крупнейший аукцион в постсоветской истории страны вызвал серьезные сомнения в приверженности России прозрачности и нормам закона.

'Мы думаем, этот случай подорвал репутацию России как места, где можно делать бизнес, и подорвал уверенность в судебных и юридических институтах России', - заявил на пресс-конференции в понедельник представитель Госдепартамента США Ричард Баучер (Richard Boucher).

По мнению некоторых, Кремль лишь пытается исправить хаотичную приватизацию 1990-х, когда важные отрасли российской промышленности при загадочных обстоятельствах были распроданы по низким ценам группам с политическими связями. Теперь Путин пытается вернуть контроль над некоторыми активами.

'Россия действует так же, как любая нефтедобывающая страна, сильно зависящая от нефтяных доходов, - отмечает Роберт Мабро (Robert Mabro), председатель Оксфордского института энергетических исследований (Oxford Institute of Energy Studies). - Россию необходимо сравнивать с нефтедобывающими странами вроде Ирана или Саудовской Аравии, а не с демократическими государствами вроде Дании или Голландии. После 80 лет коммунистического режима невозможно в один миг построить либеральную демократию. Это чисто романтическое представление, лишенное исторических оснований'.

Но в России, где редко можно услышать критику в адрес г-на Путина и Кремля, аукцион показался настолько срежиссированным, что в понедельник законодатель Дмитрий Рогозин - лидер националистической партии 'Родина', имеющей тесные связи с Кремлем - потребовал провести расследование. 'Мы подозреваем, что аукцион не был организован на основе прозрачности', - заявил г-н Рогозин.

Последний поворот в деле 'ЮКОСа' резко высветил все противоречия, сопровождающие переход страны к капитализму при г-не Путине.

'Даже самому прекраснодушному аналитику должно быть ясно, что это не единичное отклонение от политического курса, - отмечает Ян Бреммер (Ian Bremmer), президент нью-йоркской консалтинговой фирмы 'Eurasia Group', специализирующейся на политических рисках. - Без сомнения, Россия движется в сторону саудовской, а не американской модели'.

Несмотря на использованную грубую тактику, аукцион в России происходил не в обстановке международного вакуума. В прошлый четверг хьюстонский суд по делам о банкротстве вынес постановление, запрещающее концерну 'Газпром' - российскому газовому монополисту - и его заимодавцам участвовать в аукционе. В воскресенье 'Газпром', которому, как ожидалось, и должен был достаться 'Юганскнефтегаз', даже не выступил с ценовым предложением, в основном из-за того, что после постановления американского суда 'Deutsche Bank' в последнюю минуту вышел из игры.

'Байкал' подал заявку на участие в торгах только в пятницу - уже после судебного постановления - и в петиции 'ЮКОСа', он, естественно, не упоминался.

По словам Александра Буксмана, начальника главного управления Минюста РФ по Москве, если 'Байкал' не выплатит необходимую сумму, 'Юганскнефтегаз' автоматически перейдет в собственность государства. Кроме того, срок выплаты становится все менее жестким: со ссылкой на г-на Буксмана 'Интерфакс' сообщил, что теперь покупатель должен сделать это не ко 2, а только к 11 января.

По мнению аналитиков, специализирующихся на нефтяной отрасли, 'Байкал', вероятно, представляет собой 'подставную' компанию. Со временем выяснится, что подлинным владельцем 'Юганскнефтегаза' стала одна из энергетических компаний, пользующихся доверием Кремля, вроде 'Газпрома' или 'Сургутнефтегаза' - обе они относятся к тем немногим российским корпорациям, что способны оплатить приобретение в несколько миллиардов долларов без внешнего финансирования или помощи банков.

После переизбрания на второй срок г-н Путин отошел от курса экономических реформ, таких как освобождение цен на энергоносители и борьба с вездесущей коррупцией в сфере бизнеса. Вместо этого он предпринимает шаги по укреплению контроля Кремля над стратегическими секторами экономики, прежде всего топливно-энергетическим комплексом и телекоммуникациями.

'Россия - одна из самых 'серых' стран мира, - утверждает г-н Бреммер из 'Eurasia'. - Отдельные сектора экономики бурно развиваются; кроме того, происходит серьезнейший подрыв законности, затрагивающий ключевые отрасли, вроде топливно-энергетической и телекоммуникационной. Даже если вы корпорация разряда 'BP', и считаете, что уже сам масштаб служит вам гарантией, это заблуждение. Вы можете пострадать'.

До гротескного аукциона, состоявшегося в воскресенье, инвесторы с нетерпением ожидали завершения 'дела 'ЮКОСа'', надеясь, что организованные государством торги поставят последнюю точку в долгой истории преследования этой компании прокуратурой.

Вместо этого мы вновь столкнулись с неясной ситуацией: непонятно, кто стал владельцем ценнейших топливно-энергетических активов страны, и чем закончится дело - их переходом в руки новых могущественных деловых элит или простым возвращением в собственность государства, которое может вновь попытаться передать эти активы 'Газпрому'.

'Мы надеялись, что наступит, пусть неприятная, но определенность, но в результате неопределенность продолжается', - отмечает Уильям Браудер (William Browder), генеральный исполнительный директор "Hermitage Capital Management".

Теперь, по словам г-на Браудера, активы 'ЮКОСа' могут в конечном итоге попасть в руки кремлевских бюрократов. 'То есть, чрезвычайно ценные активы перейдут в руки очередной группы богачей, а это будет означать, что Россия нисколько не изменилась со времен олигархического кумовства, - отмечает он. - Для России это стало бы большим шагом назад'.

Эрин Э. Арведлунд готовила эту статью в Москве, а Джад Муавад - в Нью-Йорке. В Москве в работе над статьей также принимал участие Стивен Ли Майерс (Steven Lee Myers)

________________________________________________________

Новорожденный российский гигант ("The Wall Street Journal", США)

Почему правительство Германии отмалчивается в отношении "ЮКОСа"? ("Der Tagesspiegel", Германия)

Скандал с 'ЮКОСом' ("Le Monde", Франция)

Шеф 'ЮКОСа' предупреждает, что уровень производства компании падает ("The Wall Street Journal", США)

На русском фронте ("The Financial Times", Великобритания)

Cуд требует объяснений по поводу продажи дочерней компании 'Юкоса' ("The Times", Великобритания)

Люди Путина ("Le Monde", Франция)

Тень Кремля за спиной покупателя 'Юганскнефтегаза' ("Le Figaro", Франция)

"ЮКОС" обещает подать в суд на "Байкальскую финансовую группу" ("The Financial Times", Великобритания)

Новая власть России? ("Financial Times Deutschland", Германия)

Славянский ребус ("La Tribune", Франция)

Второй Юкос ("Le Figaro", Франция)

Опускается занавес над фарсом вокруг "ЮКОСа" ("The Financial Times", Великобритания)

ЮКОС на свалке ("The Daily Telegraph", Великобритания)

Путин доказывает свою власть над олигархами ("The Times", Великобритания)

'Юганскнефтегаз': Головная боль за $9 млрд. ("The Financial Times", Великобритания)

Роберт Амстердам: Российская Федерация не уважает закон ("La Tribune", Франция)