Автор является директором Института экономики переходного периода
22 декабря 2004 года. Вероятная победа Виктора Ющенко в предстоящем в ближайшее воскресенье переголосовании президентских выборов на Украине дает надежду на стабильную демократию в одной из крупнейших в посткоммунистическом мире стран. Но подобная победа будет также иметь последствия далеко за пределами Украины, и то, как на нее отреагируют Россия и Запад, станет определять, какими будут эти последствия.
До настоящего времени разделительный рубеж между молодыми и не всегда совершенными демократическими странами и теми странами, в которых демократических институтов либо нет вовсе, либо они исключительно нестойкие, пролегала приблизительно по границе 1939 года старого Советского Союза. Устойчивая демократия на Украине разрушила бы этот рубеж и в ближайшие десятилетия оказала бы значимое влияние на все Содружество Независимых Государств (СНГ), включая Россию. Она стала бы также стратегически важной для Европы, и именно поэтому Западу следует сделать разработку активной и конструктивной политики в отношении Украины одним из своих главных приоритетов.
Украина не нуждается в прямой финансовой помощи или в списании ее долгов. Западу следует сосредоточиться на иных вопросах: устранение торговых барьеров и улучшение доступа к рынкам, а также поощрение инвестиций в украинскую экономику.
Самый большой риск состоит в том, что Запад вообще, и Европейский союз (ЕС), в частности, не воспользуется исторической возможностью, которая могла бы определить, в какого рода мире мы будем жить до конца текущего столетия.
Мой личный опыт сделал меня достаточно осведомленным о подобных рисках. В период 1991-1994 гг. я входил в состав - и какое-то время даже возглавлял - правительство Российской Федерации. Тоталитарный режим коммунистов и Советский Союз только что распались, и появились 15 обретших независимость государств. Большинство пошло по пути рыночных реформ, тогда как некоторые попытались создать у себя демократические институты - и все это на огромной территории, где размещались примерно 30000 ядерных боеприпасов. Излишне говорить, что Запад, потратив миллиарды долларов на сдерживание Советского Союза в годы "холодной войны", не сумел выработать здравой политики на период после его распада.
Западные лидеры явно одобряли то, что происходило в России. Но их общее отношение к российским проблемам - хотя его никогда не выражали так откровенно - было следующим: "Мы никогда не просили вас начинать эту революцию и мы никогда не призывали вас разрушать Советский Союз. Теперь справляйтесь с вызовами сами, в то время как мы будем с симпатией следить за вашими усилиями".
Я глубоко уважаю и высоко ценю чиновников Международного валютного фонда (МВФ). В начале 1990-х годов Большая Семерка (промышленно развитых стран мира) поставила этому фонду задачу помогать реформам в России. Мне хорошо известно, что они очень старались помочь. Но МВФ - просто не та структура, которая способна организовать управление кризисной ситуацией, возникшей после экономического банкротства ядерной сверхдержавы и ее политического коллапса. МВФ не создавался для решения задач такого рода.
В Ираке, как мне представляется, дело обстоит иначе. Западные страны принимают активное участие в урегулировании ситуации в этой стране и начали осуществлять широкомасштабные инициативы с тем, чтобы списать долги и координировать международную помощь Ираку. Это и понятно. Ведь это важно для международной безопасности; кроме того, не сами иракцы заварили эту кашу. Обязанность Запада в целом, и Соединенных Штатов Америки, в частности, заключается в том, чтобы навести там порядок.
Ситуация на Украине значительно больше напоминает Россию начала 1990-х годов, чем сегодняшний Ирак. И, как это было в России десятилетие назад, существует опасность, что Запад станет проводить в отношении Украины самодовольную политику "Сами разбирайтесь со своими проблемами". Эта опасность усугубится, если Запад будет остерегаться испортить отношения с Россией, которые для него стратегически важны, учитывая продолжающуюся борьбу против глобального терроризма. Однако проявление осторожности в этом плане стало бы ошибкой.
В выборах на Украине Россия плюнула в лицо украинским гражданам, поддержав кандидата в президенты с криминальным прошлым. Победа Ющенко означала бы сокрушительное и унизительное поражение тех, кто разработал эту политику в отношении Украины.
Вслед за подобным поражением Россия могла бы запросто прийти к выводу, что она стала жертвой возглавляемого Соединенными Штатами и Западной Европой антироссийского заговора.
Но Россия могла бы также прийти к иному выводу и извлечь уроки из своих ошибок, сделав все возможное для того, чтобы восстановить дружеские и правильные отношения с Украиной и ее новым руководством. Вне зависимости от симпатий и антипатий отдельных политиков Россия по-прежнему очень хочет нормализовать отношения: соседи иногда ссорятся, но они вынуждены жить рядом друг с другом.
Будущее всей постсоветской зоны, стабильности в Европе, отношений России с Западом и долгосрочных перспектив развития Украины и России будет зависеть от того, поймет ли это российское руководство и сумеет ли Запад, в свою очередь, сделать так, чтобы Россия стала его партнером, а не противником.