В ближайшее воскресенье, когда будет проводиться повторное голосование на самых захватывающих выборах этого года в Европе, у граждан Украины есть надежда достойно завершить свою революцию - если, конечно, им снова не подставят ножку. Однако, как бы ни повернулось дело, круги от брошенного на Украине камня еще долго будут расходиться по всему бывшему Советскому Союзу.
Пример Виктора Ющенко, лидера оппозиции, который считается фаворитом в борьбе за пост президента, если выборы наконец пройдут свободно и честно, показывает, что в конечном итоге никакая партия власти не в состоянии справиться с гражданским обществом, достаточно зрелым, чтобы постоять за себя. Украина своим примером показывает путь вперед для России и других стран, до сих пор с трудом преодолевающих переход от коммунистического общества в новый мир.
За пять лет борьбы против повсеместного беззакония, творимого президентом Леонидом Кучмой - от процветающей по всей стране коррупции до убийства журналиста-диссидента Георгия Гонгадзе, которое предположительно было совершено по заказу властей (вдова Гонгадзе - автор еще одной статьи в сегодняшнем номере) - оппозиция сплотилась вокруг Ющенко, которого уважали, хотя и не любили. Одного этого не хватило бы, чтобы победить правительство, не останавливающееся перед подтасовкой результатов голосования, но у украинцев были на руках и другие козыри.
Как и в Грузии, которой в прошлом году удалась собственная 'революция роз', пресса на Украине занимала сравнительно активную позицию. Независимые украинские телеканалы, хотя и не обладали такой свободой, как в Грузии, все равно настолько эффективно противостояли потоку антиющенковской пропаганды, лившейся с государственного украинского и российского телевидения, что Кучма даже попытался снять их с эфира за несколько недель до окончания предвыборной кампании. Когда стало ясно, что 21 ноября, во время второго тура, были допущены многочисленные нарушения, даже журналисты государственных средств массовой информации немедленно подали голос против цензуры. На изменение направления политического ветра оперативно отреагировала и частная пресса. Но украинцы уже знали, что почем, и, не доверяя дезинформации, исходившей от властей, в первые часы и дни после окончания второго тура больше полагались на интернет и 'сарафанное радио'.
Исключением из числа стран региона Украину сделало и наличие настоящей многопартийной системы. За последние тринадцать лет в стране сформировался буйный и драчливый (иногда в буквальном смысле этого слова) парламент. Хотя по конституции у Кучмы было множество полномочий, которыми он без стеснения злоупотреблял, громкие голоса оппозиции не давали ему действовать в свое удовольствие. В России и Беларуси такого нет - по крайней мере, пока. Кроме всего прочего, в 1994 году Украина пережила мирный переход власти к оппозиции, которую тогда представлял Кучма, победивший на выборах действующего президента. Это преподало людям урок: в том, чтобы отобрать власть у партии власти, нет ничего невозможного.
И вот в конце ноября все эти составляющие, от подъема гражданского общества до политического плюрализма, превысили критическую массу. Однако самопроизвольного взрыва не последовало. Украинские демократические силы готовились к 'революции каштанов' задолго до президентских выборов. Но, поскольку зимой знаменитые киевские каштаны не цветут, революция приобрела цвет апельсинов, цвет 'оранжевой' кампании Ющенко.
Развязка украинской драмы не менее замечательна. Решением Верховного Суда после нескольких недель массовых акций протеста было назначено повторное голосование. Это историческое решение показывает, что и в постсоветском обществе способна укорениться независимая и уважаемая судебная система. Между непримиримыми политическими противниками удалось достичь разумного соглашения об изменении избирательного законодательства и внесении изменений в конституцию, уменьшающих полномочия высшего должностного лица страны. Кое-кто из сторонников Ющенко испугался, что таким образом Кучме удалось перехитрить их кандидата, но это соглашение привносит в местную политику очень важный элемент - систему сдержек и противовесов. В России и других авторитарных государствах слишком много власти сосредоточено в одних руках. Президент России Владимир Путин, к примеру, три месяца назад отменил выборы в регионах, что стало последним шагом к превращению его в современного царя.
Окончательный исход до конца не ясен. Многих в Киеве не отпускают опасения, что Кучма, собаку съевший на политической тактике, может обмануть народ и на этих выборах, лишь бы избежать необходимости передавать власть кому-то еще. Пока не все кончилось, рано вынимать шампанское изо льда. Но самое трудное для украинского народа, пожалуй, уже позади.
Неумелые попытки Путина добиться объявления победителем действующего премьер-министра Виктора Януковича закончились ничем, и это серьезный удар по его стратегии собирания в кучу под руку Москвы всего, что осталось от Советского Союза. Теперь ему и его политтехнологам в самый раз задуматься о заразности 'революции апельсинов'. Для самоуспокоения кремлевская верхушка кричит о том, что бунт на Украине был поднят из-за рубежа, в частности, из Соединенных Штатов - причем эта 'теория заговора', похоже, исходит и от пары обозревателей британской газеты Guardian. Но прочтите их крики между строк, и увидите, что на самом деле это левое крыло жалуется, что еще одному народу захотелось приобрести 'западные', то есть, по существу, американские политические и экономические свободы. Если так рассуждать, то 1989 год, когда не стало Берлинской стены, можно считать годом совершения первородного греха.
Господину Путину лучше бы сразу понять, что людям, способным свободно передвигаться по миру и путешествовать по интернету - иначе говоря, жить в современном глобальном обществе - не запудрить мозги 'спектаклем одного актера', который сейчас идет в России. Но это все в будущем, а сегодня в России нет достойных и уважаемых лидеров оппозиции, и рейтинги популярности Путина, хотя и снижаются, но все же остаются выше, чем у кого бы то ни было еще. В России нет исторического украинского свободолюбия. Репрессии Путина ударили по антиправительственным партиям. Он заткнул рот российской прессе. А в Беларуси, пяти среднеазиатских республиках и Азербайджане дела с демократией и соблюдением законности обстоят даже хуже, чем в России.
Все эти факторы указывают на то, что, прежде чем повторение киевской революции станет возможным, пройдет много времени. И все же давайте вспомним, что еще в прошлом месяце мало кто считал, что у Украины есть шанс - как же быстро они опростоволосились! Великорусские националисты вещают, что украинцы, русские и белорусы - один народ. Что ж, вот и случилось то, из-за чего Путин перестанет спать по ночам, а Европа и Соединенные Штаты останутся верны своему призванию распространять демократию в странах бывшего Советского Союза, как бы ни складывалась в них политическая конъюнктура.
_________________________________________________________
Все о выборах на Украине на ИноСМИ.Ru
В чем причина событий на Украине? Ответ не так уж прост ("The New York Times", США)
Украина: исправление ошибок ("Christian Science Monitor", США)
Киевская модель ("The Wall Street Journal", США)
Украина и Европа: свадьба 'по залету' ничем хорошим не закончится ("The International Herald Tribune", США)
Андерс Аслунд: Украина - единая и свободная ("The Weekly Standard", США)
Украинская правда ("The Wall Street Journal", США)
Егор Гайдар: Оставлять Украину без поддержки опасно ("The Financial Times", Великобритания)
Доллары за демократию: проблемы с американской помощью Украине ("The New York Times", США)
Украина: ужин в духе Агаты Кристи ("The New York Times", США)
Новая 'холодная война'? ("The Washington Post", США)
Янукович предсказывает новый кризис ("The Washington Post", США)
Во что верят на Украине ("The Wall Street Journal", США)
Насколько сильно изменилась судебная власть на Украине? ("The Wall Street Journal", США)
Друзья Януковича ("The Economist", Великобритания)
Оттепель в средствах массовой информации Украины ("The Wall Street Journal", США)
Жизнь после Украины ("La Jornada", Мексика)
Разногласия из-за украинских выборов усиливают напряженность ("PBS", США)
Западу нельзя продолжать раздражать Путина ("Die Welt", Германия)
Борьба за Украину ("National Review", США)
Оранжевая зависть ("The New Republic", США)
Провал, в котором виноват сам Путин ("Der Standard", Австрия)
Путин никак не избавится от старых привычек ("Arab News", Арабская пресса)
Американские ставки на Украине ("The Washington Times", США)
Судьба Украины ("The Globalist", США)
Восток и Запад ("The Wall Street Journal", США)
Егор Гайдар осуждает позицию Кремля в отношении Украины ("The Financial Times", Великобритания)
Лилия Шевцова: 'Недовольство растет' ("Der Standard", Австрия)
Украина: пятьдесят миллионов жителей, один суп ("New York Post", США)
Политический аутизм России ("L'Express", Франция)
Антисемитизм или коррупция? ("Haaretz", Израиль)
Самый грязный трюк ("Time Europe", США)
"Эйджент оранж" на Украине ("Der Tagesspiegel", Германия)
Отравлен. Но кто это сделал? ("Time", США)
Если вернется 'холодная война' ("L'Espresso", Италия)
Киев смотрит в сторону Брюсселя? ("United Press International", США)
Денис Макшейн: 'Я разочарован риторикой Москвы' ("Die Welt", Германия)
Украинский город купается в 'оранжевом' восторге ("The Washington Post", США)
'Украинскую коррупцию создал Запад' ("Trouw", Голландия)
На Ющенко клевещут, представляя его пятой колонной Вашингтона ("Spiegel", Германия)
Переписывание истории перехода к демократии ("The Guardian", Великобритания)
Будьте бдительны! ("The Daily Telegraph", Великобритания)
Использование яда как инструмента политической борьбы: Украина - не исключение ("The New York Times", США)
Союзник не бросает Януковича в беде ("The Financial Times", Великобритания)
Свобода и демократия на Украине: революционерам нужна поддержка Запада ("The Washington Times", США)
ЕС предлагает партнерство своим соседям, исключая при этом Украину ("Le Monde", Франция)
'Виктор выстрадал столько, сколько обычному человеку пережить не под силу' ("The Financial Times", Великобритания)
Разоблачения на пользу украинской оппозиции ("Le Figaro", Франция)
Украина: Демократия с дистанционным управлением ("Der Tagesspiegel", Германия)
Украина: взгляд из России ("The International Herald Tribune", США)
Украина: как правильно свергнуть диктатора ("Le Temps", Швейцария)
Страна чудес ("The Wall Street Journal", США)
Украинская стратегия Путина оборачивается против него ("USA Today", США)
Украина: Европейская модель ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)
Страх потери влияния на Украине ("Handelsblatt", Германия)
Конструктивный компромисс на Украине ("Neue Zuercher Zeitung", Швейцария)
За Киев надо бороться ("Die Tageszeitung", Германия)
ЕС исключает возможность принятия Украины в свой состав ("The Times", Великобритания)
Новая Украина ("The Washington Post", США)
Серж Шмеманн: Проникнуть в мысли Путина ("The International Herald Tribune", США)
Фолькер Рюэ: 'Россия признает результаты выборов' ("Handelsblatt", Германия)
Украинская карта Путина ("Le Nouvel Observateur", Франция)
Самое большое унижение Путина ("El Pais", Испания)
Русские считают Украину частью своей Родины ("San Francisco Сhronicle", США)
Путин 'совершил большую ошибку', вмешавшись в политический процесс на Украине ("Council On Foreign Relations", США)
Украинский апельсин - главное блюдо ("Nie", Польша)
Украина торжествует, Москва неистовствует ("Die Presse", Австрия)
Россия в кольце окружения ("Sueddeutsche Zeitung", Германия)
Украина на пути к настоящим выборам ("Berliner Zeitung", Германия)
Россия анализирует свои ошибки на Украине ("Los Angeles Times", США)
Украина: Витрина Запада ("Die Welt", Германия)
Сторонников Ющенко ждут разочарования ("The Guardian", Великобритания)
Резкий разворот Украины в сторону Запада ("The New York Times", США)
Медицина роскоши и яда ("La Vanguardia", Испания)
Демократия возможна ("Der Tagesspiegel", Германия)
Ветер разногласий в отношениях между востоком и западом ("Le Figaro", Франция)
Украина: террор оранжистов ("Nie", Польша)
Доказательства отравления Ющенко будут представлены через два дня ("The Times", Великобритания)
Самое большое унижение Путина ("El Pais", Испания)
Неустойчивый гражданский мир в Киеве ("Der Standard", Австрия)
Украина: Демократический процесс ("Frankfurter Rundschau", Германия)
Вечная подозрительность советского ума ("The New York Times", США)
НАТО 'порывает' со старой Украиной ("ABC", Испания)
Украина - в перекрестье геополитических прицелов ("Executive Intelligence Review", США)
Украина: 'Вопиющий акт' межатлантического сотрудничества ("San Francisco Сhronicle", США)
Восточная Украина знает, что 'Это экономика, идиот!' ("The Moscow Times", Россия)
Русские апельсины ("La Vanguardia", Испания)
ЕС борется за процесс, а не за власть ("The Moscow Times", Россия)
Русский медведь возвращается ("New York Post", США)
Про Украину ("Rebelion", Испания)
Покрасьте нас в оранжевый цвет ("National Review", США)
Для Донецка победитель уже определен ("Bremer Nachrichten", Германия)
Женихи оранжевой революции ("El Pais", Испания)
Украина: Вина Запада ("Die Welt", Германия)
Оранжевый синдром, отравляющий отношения США и России ("United Press International", США)
На Украине расцветает взращенная своими руками свобода("Christian Science Monitor", США)
Разрешение ситуации на Украине затягивается ("Die Tageszeitung", Германия)
Игорь Осташ: 'Правительство Германии должно стать адвокатом Украины' ("Handelsblatt", Германия)
Украина: Патовая ситуация ("Handelsblatt", Германия)
Принимать Украину или нет? Дилемма Европейского Союза ("The Wall Street Journal", США)
Путин играет по крупному - и проигрывает ("The Weekly Standard", США)
Потерял ли Путин Украину? ("United Press International", США)
Уроки кризиса на Украине ("Le Figaro", Франция)
Украина: 'геополитическая война' с большой буквы ("La Jornada", Мексика)
Мир захлестнула волна демократии ("Chicago Tribune", США)
На Украине побеждает здравый смысл ("San Francisco Сhronicle", США)
У Москвы оранжевая пелена перед глазами ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)
Политический расчет Кучмы("United Press International", США)
Путин зашел слишком далеко, Украина - это не Россия, это нужно знать ("Le Temps", Швейцария)
Как же Путин мог быть так неосторожен? ("Radio France Internationale", Франция)
Что мы делаем на Украине? ("Antiwar.com", США)
Украинских избирателей разделяют разные представления о политике ("The International Herald Tribune", США)
Политический кризис на Украине ставит Москву в тупик ("Le Figaro", Франция)
В Москве растут имперские аппетиты ("Rheinischer Mercur", Германия)
Как разрешить затянувшийся конфликт между Украиной, Россией и Западом? ("RTL Radio France", Франция)
Откуда у Европы столько робости в украинском вопросе? ("El Pais", Испания)
Путинская 'котлета по-киевски' ("The New York Times", США)
Путин споткнулся об Украину ("Newsweek", США)
Восточный фронт - 2004 ("The New York Times", США)
Мир захлестнула волна демократии ("The Financial Times", Великобритания)
Путин не может проиграть ("Il Manifesto", Италия)
Cказать "нет" Владимиру Путину! ("The New York Times", США)
Украина: русские ставят власть на место ("Liberation", Франция)
Русская рулетка ("The Economist", Великобритания)
Путин и Кучма 'посовещались' ("United Press International", США)
Раскол Украины ("La Vanguardia", Испания)
Киевский шах, который тревожит Кремль ("La Repubblica", Италия)
Украина ("Daily Mail", Великобритания)
Ющенко: "Новое голосование - вопрос нескольких дней" ("Liberation", Франция)
Неверный шаг ЕС в отношении Украины ("Handelsblatt", Германия)
Новые кандидаты на подходе ("The Times", Великобритания)
Противоречия между Бушем и Путиным усиливаются ("La Nacion", Аргентина)
Виктор Ющенко: 'Германия должна нас поддержать' ("Die Welt", Германия)
Украинские сценарии ("Berliner Zeitung", Германия)
Русский медведь в агонии ("Neue Zuercher Zeitung", Швейцария)
Три театра мировой напряженности ("Le Figaro", Франция)
Украина: Толпа не всегда побеждает ("The Times", Великобритания)
Демократия для Украины ("The Washington Post", США)
Ющенко - реформатор с националистическим душком ("Liberation", Франция)
Европа осознает важность событий на Украине ("Los Angeles Times", США)
Вернуться к природе кризиса ("Liberation", Франция)
Демократия на Украину не торопится ("La Vanguardia", Испания)
США не считают, что отношения с Москвой испортятся из-за кризиса на Украине ("The Washington Times", США)
Украина Шредера ("Die Tageszeitung", Германия)
Демократия как панацея для Кучмы ("El Correo", Испания)
Украина и мы ("Der Tagesspiegel", Германия)
Победа Ющенко не гарантирует победного марша демократии на восток ("The Financial Times", Великобритания)
Вопрос, разделяющий сегодня Украину - это противостояние свободной прессы и линии партии ("The Financial Times", Великобритания)
США и ЕC выступают заодно на Украине ("The Washington Times", США)
Холодная война ("Liberation", Франция)
Шанс для Украины ("El Mundo", Испания)
Заявления России по поводу ситуации на Украине вызывают в памяти времена холодной войны ("The New York Times", США)
Где заканчивается Европа и начинается Азия? ("The International Herald Tribune", США)
Закулисные силы, которые действуют в кризисе на Украине ("The New York Times", США)
Украина идет в суд ("The Daily Telegraph", Великобритания)
Михаил Саакашвили: 'Время действий Москвы в одиночку прошло' ("Berliner Zeitung", Германия)
Украина - решающая ставка для всех нас ("Le Monde", Франция)
Андерс Аслунд: Украина показала, что заслуживает независимости ("The Moscow Times", Россия)
Последний ход Кучмы ("United Press International", США)
Большая битва за Украину ("The Washington Times", США)
Дилемма Буша на Украине ("San Francisco Сhronicle", США)
Плюсы и минусы национализма ("The Guardian", Великобритания)
В провале российских политтехнологов на Украине виноват лично Путин ("Radio France Internationale", Франция)
Внутриукраинские распри: столкновение групповых интересов ("The New York Times", США)
Украина на перепутье ("United Press International", США)
Борцы со свободой ("The Washington Post", США)
Украинский народ ждет ("Christian Science Monitor", США)
Страсти на Украине разжигает пресса ("Christian Science Monitor", США)
'Холодная война за Украину' ("Die Welt", Германия)
Последний ход Кучмы ("United Press International", США)
Путин ("Die Welt", Германия)
Для России в Киеве речь идет не только о власти, но и о душе ("Die Welt", Германия)
Украинские олигархи подстраховываются на случай изменения политической конъюнктуры ("The Financial Times", Великобритания)
Что Путин заварит, то Шредер и подаст ("Der Tagesspiegel", Германия)
Место Украины в битве за Евразию ("La Vanguardia", Испания)