22 декабря 2004 года. Филиппины отправили свергнутого диктатора Фердинанда Маркоса (Ferdinand Marcos) в отставку на Гавайи. Сербия передала Слободана Милошевича (Slobodan Milosevic) Международному трибуналу в Гааге. Южная Африка разрешила свободный выезд Фредерику де Клерку (F.W. de Klerk), своему последнему президенту периода апартеида.
Если реформатор Виктор Ющенко выиграет трудную избирательную кампанию и в воскресенье станет президентом Украины, что ему делать с уходящим украинским президентом, автократичным Леонидом Кучмой? А как насчет многослойной криминальности и коррупции, о которой свидетельствуют сфальсифицированные выборы 21 ноября и очевидное отравление диоксином г-на Ющенко?
Страны с нарождающейся демократией могут идти к справедливости многими путями, но перед ними стоят одинаковые вызовы: правосудие или месть; широкие преследования или суды только для главарей и общая амнистия для остальных; внимание будущему или занятость прошлыми ошибками.
Южная Африка нашла способ сбалансировать эти интересы с помощью своей Комиссии по выявлению истины и примирению (Truth and Reconciliation Commission), сделав ставку на признания вины и помилования. Иракский министр по правам человека выразил интерес к использованию этой модели.
При правлении Кучмы имели место некоторые громкие и тревожные убийства, но на Украине не было массовых арестов, широкого применения пыток или геноцида. В сущности, главной проблемой была алчность. И она породила коррупцию в высших сферах.
В таком контексте можно доказывать необходимость судебного преследования только за наиболее вопиющие преступления, наряду с проведением систематических реформ в правительстве и в бизнесе. Ободряет то обстоятельство, что генеральный прокурор Украины решил вновь открыть дело об отравлении Ющенко и возобновить расследования убийства двух журналистов.
Сам Кучма - сложный случай. Его многие презирают, и Ющенко рискует волнениями в стране, если он его амнистирует. Кучму обвиняют в причастности к убийству одного из журналистов, хотя это дело никогда не было расследовано до конца. Суд над ним мог бы отвлечь Украину от реформаторского пути. Одним из возможных решений могла бы стать его отправка на перманентный отдых в Россию, если только такая сделка уже не заключена.