Этого не должно было случиться, по крайней мере, не у нас под боком - такие или примерно такие настроения должны царить сейчас в Кремле. На Площади Независимости в Киеве, центре 'оранжевой революции', всеобщее внимание обращено на человека, который представился российским журналистом и чьи сегодняшние высказывания посчитали бы в Москве непростительно непатриотичными. Он хочет извиниться за произошедшее от лица всех россиян - многие из них не такие, как их президент Владимир Путин. Он жаждет увидеть в ближайшем будущем точно такие же палаточные городки на Красной площади и надеется на то, что российский лидер когда-нибудь окажется на скамье подсудимых рядом с президентом Украины Леонидом Кучмой.
Для Кремля украинские события стали очередным тревожным звонком. 'Эффективная' тактика (предвзятость подконтрольных государству средств массовой информации вкупе с разгромом оппозиции), обеспечившая Владимиру Путину поддержку со стороны 74% населения и, как следствие, победу на мартовских президентских выборах, возмутила украинцев и напомнила им, что демонстрация силы из Москвы не всегда обусловлена благими намерениями. В конечном итоге именно это народное разочарование, а не перебранка в стане элиты, управляющей сегодня бывшим Советским Союзом, стало причиной потери Украины для России.
Грубые ошибки и поражение налицо. Даже самые ярые сторонники Кремля, вроде льстивого еженедельника 'Итоги', окрестили Украину как 'самое крупное поражение российской внешней политики за всю постсоветскую эпоху' и обвинили Кремль в отсутствии гибкого мышления.
Но главная опасность сегодня заключается в том, что и Москва, и Вашингтон будут продолжать и далее следовать привычным для них стереотипам и вести себя так же, как и во время украинского кризиса. Владимиру Путину, олицетворяющему советскую подозрительность, похоже, придется приложить немало усилий, чтобы ограничить себя в разговорах о том, что приход Ющенко к власти - очередная попытка Запада подобраться ближе к Матушке-России.
Вашингтон в свою очередь остается безучастным к слабости Москвы. В самый разгар украинской катавасии Пентагон объявил о выделении дополнительных ассигнований в размере сорока миллионов долларов США на реализацию программы боевой подготовки американских войск в Грузии, примыкающей к южным рубежам России. Единственная в мире сверхдержава одержима паранойей в отношении отсталой в военном отношении России и, вместо того, чтобы попытаться сделать ее своей союзницей, чувствует потребность рассматривать российское политическое руководство в качестве своего врага.
Сегодня многие склонны переоценивать то, как далеко готов зайти Владимир Путин. Недавно он заявил, что Соединенные Штаты стремятся к установлению 'диктатуры в сфере международных отношений'. Однако в ходе своей вчерашней встречи с немецким канцлером Герхардом Шредером (Gerhard Schroeder) российский лидер подчеркнул, что готов работать и с Виктором Ющенко, и с его оппонентом - действующим премьер-министром Украины Виктором Януковичем. А на прошлой неделе президент России отметил, что вступление Украины в Европейский Союз не идет вразрез с российскими интересами. В данный момент существует определенное равновесие, поддерживаемое не только в угоду телевизионным камерам. Западу необходимо выманить пресловутого доктора Джекила из Владимира Путина.
Принимая во внимание депрессию по поводу репрессий в Москве, было бы наивно полагать, что благодаря событиям на Украине российский президент ослабит свою хватку (скорее, все будет с точностью до наоборот). Но именно это сейчас необходимо Владимиру Путину. Он может уволить тех советников, кто втянул его в украинское фиаско, но самое главное сейчас - показать, что политическое руководство остается сильным перед лицом неудач, также как и в процессе достижения успеха.
Москве нужно отказаться от предубеждения о том, что Запад всеми силами стремится разрушить Россию, и не на словах, а на деле доказать, что демократия служит интересам народа, а не государства. В ответ Соединенные Штаты, Европейский Союз и НАТО должны наконец-то понять, что Россия не представляет опасности до тех пор, пока ее не прижмут к стенке. Может быть, тогда разговор о палаточных городках на Красной площади в 2008 г. будет казаться чьей-то неудачной шуткой.
____________________________________________________________
Архив ИноСМИ.Ru
Сказать 'нет' фашизму и Владимиру Путину ("The Wall Street Journal", США)
В поисках души Путина ("Newsweek", США)
В защиту Владимира Путина ("The Washington Post", США)
Россия: разворовано все ("The Guardian", Великобритания)
Россия: Преступная логика берет свое ("Philadelphia Inquirer", США)
Путин и приливная волна паранойи ("The Globalist", США)
Власть Путина слишком авторитарна - даже для него самого ("The Financial Times", Великобритания)
Путин ведет Россию к фашизму ("The New York Times", США)
Западу нельзя продолжать раздражать Путина ("Die Welt", Германия)
Путин никак не избавится от старых привычек ("Arab News", Арабская пресса)
Пересмотр отношений с Россией ("Los Angeles Times", США)
Русские мотивы в творчестве Путина ("The Washington Post", США)
Владимир Путин хочет померяться силами с демократией, Западом и всеми желающими ("The Economist", Великобритания)
Главное для путинского Кремля - контроль ("The Washington Post", США)
Бешеная езда президента Путина ("The Wall Street Journal", США)
Украинская стратегия Путина оборачивается против него ("USA Today", США)
Президент России Владимир Третий? ("The Economist", Великобритания)