Вчера Кремль сделал попытку проследить за политическими последствиями маскарада, которым сам же и управлял, позволив продать в воскресенье с аукциона "Юганскнефтегаз", основной производственный филиал нефтяной компании "Юкос". С этого момента личность покупателя оставалась загадкой. В ответ на протесты и издевательства министр промышленности и энергетики Виктор Христенко объяснил, что сумма, уплаченная за покупку "Юганска" - 9,35 миллиардов долларов, в то время как компания недавно оценивалась в 17 миллиардов, - отражает "внутреннее положение" филиала, его долги и связанные с ними риски. Президент "Юкоса" все же признал, что из-за отсутствия достаточных инвестиций производство "Юганска" начало снижаться.
Проведенная в воскресенье операция отдала резервы "Юганска" - миллион баррелей в день, больше, чем у Катара, - в руки "Байкалфинансгруп", структуры, которая по крайней мере до 11 января будет оставаться покрытой мраком неизвестности. Владимир Путин во время встречи с канцлером Германии Герхардом Шредером в Шлезвиге расценил воскресную сделку как совершенно законную: "Насколько мне известно, она полностью лежит в российском правовом поле, и я надеюсь, что в будущем будет так же со всем, что касается других активов в этой области". Его противники наоборот считают, что российский президент собирается подчинить углеводородную отрасль, отдав ее в руки своих друзей.
Депутаты от близкой к Кремлю партии "Родина" направили в Генеральную прокуратуру России запрос с целью проверки "прозрачности" аукциона и "откуда деньги". Не вдаваясь в подробности, Путин объяснил, что покупатели "Юганска" - "физические лица, долгие годы занимающиеся бизнесом". По его словам, "у них есть намерение установить отношения с другими российскими нефтяными компаниями". Такая формулировка может установить на выбор два сценария.
Либо "Байкалфинансгруп" служит ширмой газовому гиганту "Газпром", в ожидании, пока будет снята угроза судебного преследования, нависшая над "Газпромом" в связи с обращением "Юкоса" в американский суд. Либо подлинным покупателем является нефтяная компания "Сургутнефтегаз". Деловая газета "Ведомости" считает, что руководители "Байкалфинансгруп" одновременно состоят на службе в "Сургутнефтегазе". Это частная компания, но ее президент Владимир Богданов - человек, близкий к Путину. Компания обладает примерно 6-8 миллиардами долларов наличных денег, что могло бы ей позволить профинансировать покупку. И, наконец, оказывается, что "Сургутнефтегаз" и "Юганск" - очень схожие компании, и что их сибирские скважины расположены по соседству. Даже в том случае, если второе предположение окажется верным, ничто не помешает в дальнейшем "Газпрому" проглотить "Сургут" вместе с "Юганском". "Deutsche Bank", советчик "Газпрома", на прошлой неделе ничего другого и не предлагал.
И наконец, президент Путин заявил, что "Газпром" и китайская нефтяная компания CNPC могли бы сотрудничать. "Мы не исключаем возможности, чтобы китайская государственная нефтяная компания также участвовала в эксплуатации этого проданного с аукциона имущества".