Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Настоящий "посол"

Израильтяне сами должны найти свое дипломатическое заклинание

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Трансляция начинается: 'Добрый вечер, дорогие зрители. Сегодня со мной в студии представитель правительства Израиля. Здравствуйте, сэр. . .'. Безобидное вступление быстро переходит в поток разящих вопросов, обращенных к израильтянам, одному за другим. Почему палестинцам не разрешают вернуться к своим очагам? Почему Израиль не улучшает положение израильских арабов? Зачем вам нужна стена, которая осложняет жизнь палестинцев? В конце концов, почему вы не прекратите оккупацию?

Израильские дипломаты и госслужащие проходят в Нью-Йорке подготовку по общению с американскими СМИ

Владелец кинокомпании Марко Гринберг, обладающий богатым опытом в области связей с общественностью, садится напротив нескольких израильских дипломатов и представителей правительства в комнате для переговоров одного из деловых зданий Манхэттена. Сегодня он исполняет роль недружественного тележурналиста: сначала репортера 'Канала 4' из Лос-Анджелеса, затем - корреспондента 'Аль-Джазиры'. В комнате создана атмосфера телевизионной студии. Рядом с Гринбергом стоит видео- и звукооператор. Огни на потолке приглушены. За спинами интервьюируемых - яркий фон. Гринберг начинает трансляцию: 'Добрый вечер, дорогие зрители. Сегодня со мной в студии представитель правительства Израиля. Здравствуйте, сэр. . .'.

Безобидное вступление быстро переходит в поток разящих вопросов, обращенных к израильтянам, одному за другим. Почему палестинцам не разрешают вернуться к своим очагам? Почему Израиль не улучшает положение израильских арабов? Зачем вам нужна стена, которая осложняет жизнь палестинцев? В конце концов, почему вы не прекратите оккупацию?

В соседнем помещении картина повторяется. На этот раз интервью проводит Неал Шер, консультант по работе с прессой и лоббированию, бывший исполнительный директор Американо-израильской комиссии по общественным делам (AIPAC), ранее занимавшийся поисками нацистов для Министерства юстиции США. 'Мы теряем много парней в Ираке, и некоторые утверждают, что Израиль толкнул Америку на войну с Ираком, - говорит он. - Собирается ли Израиль подтолкнуть Америку на войну с Ираном под предлогом его ядерной программы?'

Немного в стороне ждет Элиас Бухвальд, один из основателей крупной, очень уважаемой в своей области PR-компании 'Burson-Marsteller'. По окончании интервью они будут показаны в записи всем участникам. Острый на язык Бухвальд не постесняется пригвоздить каждого из интервьюируемых за их ответы.

'Постоянно думайте о том, какую мысль вы хотите провести, - говорят Бухвальд и Гринберг. - Концентрируйтесь на главном. Если вам задают неловкий вопрос, ответьте коротко и сразу перейдите к теме, о которой вы хотите говорить. Не повторяйте отрицательные идеи, которые высказал тот, кто с вами беседует. Не вступайте в спор с интервьюером'.

Бухвальд просто негодует по поводу ответа одного из израильских дипломатов на вопрос Шера об ответственности Израиля за огорчительный кризис в Ираке. Когда дипломат пытается сменить тему слишком быстро и заявляет, что главное - это хорошее состояние американской экономики, Бухвальд с трудом сдерживает эмоции. 'Как только вы это сказали, вы потеряли аудиторию, - кричит он. - О чем вы говорите? Это очень серьезный вопрос, и нельзя на него так отвечать. Ответ по этой теме может быть только одним: 'Убежден, что американская администрация принимает решения исходя исключительно из американских интересов'.

Новый Биби

В то время как телевизионное шоу 'Канала 2' 'Посол' наделало немало шума в Израиле, подлинные события программы на самом деле происходят в Нью-Йорке. 15 израильских дипломатов и представителей министерств отправлены на четырехдневные курсы по обучению общению с американскими СМИ. То, что показывают в Израиле, - это телеразвлечение. Здесь же все очень серьезно.

Учебная программа, которая проводится уже 20 лет, организована Американским еврейским конгрессом и израильским МИД. А люди, которые вкладывают в программу свои души и сердца, - это Бухвальд, добровольно участвующий в ней уже 20 лет, и Гринберг, работающий 13 лет. Их мечта - найти нового Биньямина Нетаньяху, независимо от того, какие политические взгляды будут у его преемника. Нужен человек, способный хорошо выглядеть на экране и грамотно доводить до людей мнения Государства Израиль. Сотни дипломатов и государственных служащих приняли участие в программе, которая проводится раз в год. Многим удалось улучшить способность излагать свои мысли, но следующий Биби, свободно говорящий по-английски, легко формулирующий свои идеи и способный превращать сложные вопросы в понятные слова, пока не найден.

В этом году среди слушателей курсов были координатор работы с иностранной прессой канцелярии премьер-министра Давид Бейкер, генеральный консул в Сан-Франциско Давид Аков, советник МИД Ран Гидор, Авидар Лейбович из пресс-службы армии, Лимор Банай из канцелярии представителя МИД, заместитель консула в Филадельфии Шахар Шелеф, представитель израильской миссии в ООН Анат Фридман, вице-консул в Чикаго Энди Дэвид, вице-консул в Филадельфии Шарон Регев и генеральный консул в Торонто Коби Брош.

Много лет Бухвальд и Гринберг испытывали острое разочарование. На курсы направляли слишком много неподходящих кандидатур. Порой им казалось, что дипломатов присылают в Америку только в качестве поощрения. Иногда Бухвальд и Гринберг бывали близки к тому, чтобы прекратить работу. Задумывались они и о том, не лучше бы было направлять из Израиля высокопоставленных чиновников, а не работников низших звеньев, но членов правительства не заинтересовала их программа. В этом году, говорит Бухвальд, уровень сотрудников значительно выше, что служит большим утешением.

Стареющие генералы

Программа направлена на то, чтобы у участников сложилось представление о методах работы американских СМИ. Но кульминация учебы - это практические занятия перед камерой вместе с Бухвальдом, Гринбергом и Шером. Цель программы усовершенствовать главную функцию представителей МИД - 'хасбара', на иврите это слово обозначает некий симбиоз информации, общественных связей и пропаганды. Главными знатоками этого ремесла должны быть премьер-министр и министр иностранных дел, но их знание английского, способность выражать свои мысли и содержание сказанного ими не слишком помогают Израилю в области 'хасбары', говорят Бухвальд и Гринберг. А между тем людей в окопах, сотрудников МИД, израильтяне и американские евреи часто обвиняют в плохой работе.

Гринберг начинает учебный день с демонстрации видеоклипов, показывающих худшие образцы израильской 'хасбары'. Два американских комментатора на сочувствующем Израилю канале Fox News обсуждают, почему израильская 'хасбара' не добивается успеха. Один говорит, что американцы считают любое применение силы преступным актом. Чтобы завоевать общественное мнение в Америке, надо подать себя жертвой. Только так можно завоевать сердца американцев. Любой, кто извиняется за применение силы, проигрывает.

Американские СМИ не слишком глубоко вникают в суть того, что делает Армия обороны Израиля. Израильтяне, поясняет Гринберг, сосредоточены на выживании, а не на информационной войне. Их лидеры - стареющие генералы, которые не умеют объяснить свои действия.

В видеоклипах также появляются палестинские представители, когда-либо выступавшие по американскому телевидению. Два американских араба Дайана Буту и Михаэль Тарази, свободно говорящие по-английски, а также Ханнан Ашрауи, чей английский выше любой критики. Когда они выходят в эфир после очередного теракта, у них один ответ практически на любой вопрос: самая большая проблема - это оккупация. Это 'заклинание' они повторяют снова и снова. 'Они четко и настойчиво проводят свою мысль. В ответ на любой вопрос они быстро переходят на тему, о которой хотят говорить', - объясняет Гринберг. Он предлагает израильтянам поучиться у них. Каждый заданный вопрос получает короткий ответ, после чего начинается выступление на нужную интервьюируемому тему.

Слушатели задают вопросы, вносят массу предложений: Израилю следует выставлять себя жертвой; некоторые считают, что это проблематичный подход в ситуации, когда страна рассчитывает привлекать инвесторов и туристов; надо концентрировать внимание на терроре; нельзя представлять себя ущербными - если мы так поступим, то проиграем; вместо слова 'оккупация' надо использовать термины 'спорные территории' или 'временные территории'.

Бухвальд выглядит раздраженным. Он хочет, чтобы израильтяне сами решили, каким будет их 'заклинание', но чувствует, что они склоняются к 'заклинанию', которое могло быть актуальным в прошлом году. Разговоры о терроре, например, уже не работают из-за наступивших перемен после смерти Арафата. Бухвальд предлагает доводить до палестинцев позитивные идеи: 'Давайте устанавливать мир. Мы хотим, чтобы у вас была хорошая экономика. Мы устали от войны. Давайте жить вместе'. Это должно хорошо выглядеть на телевидении.

Гринберг, который несколько лет жил в Израиле и даже поработал канцелярии представителя МИД, считает, что для израильской 'хасбары' волшебного лекарства нет. 'Проблемы, с которыми они имеют дело, очень сложные. Люди в Израиле много говорят о 'хасбаре', но мало делают. Следует признать, что в нашей ДНК не хватает гена по связям с общественностью. У Израиля пока нет своих Дайаны Буту и Михаэля Тарази', - говорит он. - Надо иметь в виду, что хороший споуксмен не обязательно должен быть победителем конкурса красоты. Внешний облик важен, но для эффективности работы нужно быть профессионалом. Таким, например, как израильские специалисты по хай-теку, добившиеся успеха за границей и обладающие хорошими знаниями английского. Они-то хорошо изучили американские средства коммуникаций'.