Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Когда английский историк Джефри Хоскинг анализировал в своей книге 'Россия: народ и империя' позднюю фазу царистской империи, то пришел к противоречивому заключению. Он обнаружил страну, рост экономики которой временами характеризовался двузначными цифрами. Культура которой переживала расцвет. Страну, в которой формировалась долго неизвестная в ней буржуазия

Стабильность России при Владимире Путине - лишь видимость. В действительности в стране нет никакой модернизации, которая могла бы надолго умиротворить ее

Когда английский историк Джефри Хоскинг анализировал в своей книге 'Россия: народ и империя' позднюю фазу царистской империи, то пришел к противоречивому заключению. Он обнаружил страну, рост экономики которой временами характеризовался двузначными цифрами. Культура которой переживала расцвет. Страну, в которой быстрыми темпами формировалась прежде отсутствовавшая здесь буржуазия.

Однако в то же самое время, заботясь о своем выживании, царизм увеличивал полицейский аппарат и тайную полицию, превратив Россию в полицейское государство. Его все более изощренные механизмы подавления мог почувствовать каждый, кто хотел создать альтернативу отсталому, авторитарному царскому режиму или хотя бы вслух думал об этом.

Такое же противоречие можно наблюдать и в современной России. Последние годы в стране наблюдается экономический рост, о котором охваченные кризисом страны Западной Европы могут только мечтать. Москва не просто растет, она стремительно развивается. Мебельные супермаркеты и сети магазинов электроники, автомобилей и туристические фирмы не успевают за спросом, - москвичи просто расхватывают их продукцию. Театры, кино и концертные залы каждый вечер заполнены публикой.

И в то же время, после того как в Кремле поселился Путин, Россия с каждым годом становилась все больше похожей на полицейское государство. Ясно, что и при предшественнике, Борисе Ельцине, в России не было демократии, но хотя бы в его лучшие годы она двигалась по пути к ней. При Путине Россия все больше отклоняется от этого курса.

Конечно же, кто в России хочет заработать много денег, чтобы купить машину своей мечты или отправиться в Египет для подводного плавания, может, если ему повезет, спокойно идти по жизни. Но попробуйте обвинить полицейских в пытках или таможню в коррупции. Попробуйте стать в своем районе представителем либеральной партии или организуйте движение граждан против противозаконного сноса здания или против сброса ядовитых отходов. Тогда владелец дома быстро расторгнет с вами договор об аренде квартиры, полиция подкинет вам пистолет вместе с ордером на арест или же вы будете затравлены налоговой полицией из-за вымышленной неуплаты налогов.

Политическая оппозиция при Путине практически не существует. Полиция и спецслужбы укрепляются, получая все больше полномочий. 17 декабря парламент, деградированный до подразделения Кремля, принял в первом чтении закон, который фактически предоставляет службе внутренней безопасности, ФСБ, такую же власть, какая была у КГБ в советское время. С правом на нарушение тайны переписки, на прослушивание телефонов и отслеживание интернета, на запрет демонстраций или на цензуру. Сообщение об этом осталось незамеченным, только из-за того, что на первый план вышла заключительная фаза разгрома концерна 'ЮКОС'.

Дело этого концерна не было единичным случаем, оно идеально демонстрирует, что для России это является типичным - стереть с лица земли даже самого мощного противника. 'ЮКОС' не станет последним предприятием, которое экспроприировано, потому что влияние его владельцев перестало нравиться Кремлю или потому что окружение Путина решило подобраться к сырьевым миллиардам.

Свой авторитарный режим Путин оправдывает тем, что россияне еще не созрели для другой формы правления. Но к такому аргументу прибегали правители во все времена, чтобы оправдать свое злоупотребление властью. Авторитарные режимы долго не могут быть конкурентоспособными - ни политически, ни экономически. Царистский режим в своей поздней фазе был столь же неконкурентоспособным, как и Советский Союз. То же самое относится и к авторитарному режиму, который представляет Путин и его клан, в котором преобладают ветераны КГБ. Даже если потребуются годы, прежде чем этот режим рухнет.

Стабильность России при Путине - лишь видимость. В Чечне война и русский террор продолжаются, вызывая все больше террора чеченского. Туманным уступкам Путина в Германии верить нельзя. Ведь он же сам прогнал европейцев в лице Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Путина нельзя оценивать по его дешевым словам, его можно оценить только по поступкам.

Коррупция в России растет, - об этом говорит исследование, проведенное Transparency International. Экономический бум объясняется высокими мировыми ценами на нефть и газ и миллиардными доходами от их экспорта. Однако конкурентоспособные промышленные товары для мирового рынка, в основном, отсутствуют. Российский бум - это бум потребления, а не инноваций.

И во внешней политике Россия тоже неконкурентоспособна. Кремль потерпел такой жестокий провал на Украине, потому что в который раз мог предложить только нажим, угрозы, цензуру и вульгарную фальсификацию, чтобы протолкнуть своего кандидата. С международной точки зрения это было малопривлекательным продуктом. Украинцы поняли это и отказались от устаревшей модели. Однако ни Владимир Путин, ни поддерживающая его каста агентов спецслужб и бюрократов до сих пор не могут понять, что нужно учиться на своих ошибках. Поэтому России предстоит еще длительная фаза политической стагнации.

____________________________________________________________

Архив ИноСМИ.Ru

Рождественский подарок Путина ("Berliner Zeitung", Германия)

Удобные вопросы для Шредера ("Focus", Германия)

Мастер 'дружбы' ("Die Tageszeitung", Германия)

Шредер и Путин: Доверяй, но проверяй ("Der Tagesspiegel", Германия)