9 мая канцлер Германии Шредер примет участие в торжествах по случаю 60-летия окончания войны, которые пройдут в Москве. Будет непросто найти правильные слова. Практически в каждой российской семье еще свежи воспоминания о тех страданиях и невообразимом числе жертв - 30 миллионах человек.
Впервые глава немецкого правительства приглашен в этот памятный день, и это символизирует новое качество германо-российских отношений. Они стали более интенсивными на всех уровнях. В международной политике у Германии много общего с Москвой: укрепление ООН и многополярность мира, расширение договорной базы разоружения и сотрудничество в борьбе с терроризмом.
Россия является надежным партнером в деле консолидации мира при разрешении региональных конфликтов и в усилиях, направленных на прекращение ближневосточного конфликта с помощью 'Дорожной карты' и на достижение мира в этом регионе. Быстрый рост объема взаимной торговли и экономического сотрудничества обеспечивает в Германии рабочие места.
По личной инициативе канцлера Германии и совместно с российским президентом был дан импульс для постоянного обмена между гражданскими обществами обеих стран с помощью 'Петербургского диалога', а сейчас во время встречи в Гамбурге по инициативе уже 'Петербургского диалога' была заложена новая основа для германо-российского молодежного обмена.
Новая интенсивность отношений создает и множество новых возможностей для понимания друг друга, для ответа на многие вопросы друг к другу, для взаимного влияния. На прошлой неделе, например, два ведущих представителя известной российской правозащитной организации 'Мемориал' сообщили на заседании германо-российской парламентской группы в Бундестаге о своем беспокойстве по поводу демократического развития в России. Они были откровенны.
Одновременно другие представители российского общества, критически относящиеся к правительству, рассказали о своей позиции по делу 'ЮКОС' на мероприятии, проводившемся в Фонде им. Генриха Белля в Берлине. При обсуждении вопроса, грозит ли России переход от 'управляемой демократии' к 'автократичной демократии', они встретили хорошо информированную и компетентную аудиторию.
Наше беспокойство по поводу современных процессов в России высказывается на всех уровнях, в том числе и в беседах между Шредером и Путиным. Правда, канцлер Германии отказывается комментировать политику российского президента публично и менторским тоном. Он не хочет потерять те особые доверительные отношения, которые возникли между ними.
Какое политическое значение может иметь это 'упрямство', показал украинский кризис. В течение недели Герхард Шредер два раза говорил с Путиным по телефону, и в результате Путин пошел на уступки, что было важно и для украинской оппозиции. Никому другому в Европе это не удалось бы.
Оппозиция это прекрасно знает. И, тем не менее, она постоянно толкает канцлера на то, чтобы он изменил свой тон на более резкий. Но в результате этого можно больше потерять, чем достичь. Насколько дешевой является эта критика и каковы ее истинные цели, видно по выступлениям Вольфганга Шойбле, Фолькера Рюэ и Фридберга Пфлюгера в Москве. Недавно они вообще отказались от любой критики Путина, присвоив ему даже определение 'незаменимый'.
Об авторе: Гернот Эрлер изучал российскую историю, является заместителем руководителя фракции СДПГ в Бундестаге и координатором по германо-российскому общественному сотрудничеству в Министерстве иностранных дел. Эта статья - его ответ на статью Фридберга Пфлюгера (ХДС) во вчерашнем номере.