Дело Юкоса получает огласку 2 июля 2003 года, когда Платона Лебедева, акционера и президента мощной группы Менатеп задерживает милиция. В недрах этого холдинга кроется настоящее сокровище - Юкос, наравне с Лукойлом крупнейшая российская нефтяная компания. Возглавляющий Юкос Михаил Ходорковский, владеющий 50% его акций, на следующей неделе был вызван к генеральному прокурору, который открыл судебное расследование по делу компании Юкос. Мотив - уклонение от налогов.
По мнению прокуратуры, речь идет об 'обычном уголовном деле', но в действительности началось потрясающее политико- юридическое действо. Владимир Путин никак не мог смириться с тем, что Михаил Ходорковский получил компанию в подарок от бывшего российского президента Бориса Ельцина за смехотворную сумму в 350 миллионов долларов. С тех пор, благодаря приватизации, бывший комсомолец Ходорковский стал одним из наиболее богатых и могущественных людей в России.
Фактически кризис назревал уже несколько месяцев. В феврале 2003 года Дума проголосовала против предложенного правительством проекта закона о налогообложении природных ресурсов. Именно Ходорковскому удалось собрать достаточное количество депутатов, чтобы проголосовать против этого закона. Путин был в ярости. 'Это событие стало решающим в столкновении двух людей', сообщает Жорж Соколофф, экономист-консультант из Центра прогнозных исследований и международной информации (CEPII)
Благодаря 'своим' 25 депутатам, Ходорковский и его группа отныне стала оказывать решающее влияние на уровень взимания налогов в нефтяной отрасли. В то время налог, которым облагался каждый баррель нефти, составлял максимум 45%, к тому же один баррель стоил больше 30 долларов. Чтобы строить свою империю, Ходорковскому необходимо привлечь иностранных инвесторов. Энергетический сектор играет ведущую роль на Московской бирже, составляя 80% биржевой капитализации в России. Через его руки проходят основные богатства России.
Путин свирепеет и клянется установить контроль над нефтяной манной. Ходорковский представляет для него самое большое препятствие. 'Олигарх' не только оспаривает раздел нефтяной ренты, но и вступает в спор по поводу вообще всей энергетической политики и противится проектам реформы. В частности, молодой человек пытается навязать правительству трассу нефтепровода, что в принципе является монополией государства, в направлении Китая, в то время как Кремль склоняется, скорее, в сторону Японии. Напряжение растет.
В течение лета 2003 года Юкос ведет переговоры по поводу покупки контрольного пакета своего конкурента Сибнефти за почти 11 миллиардов долларов. Амбиции Олигарха совершенно понятны: он хочет превратить Юкос в один из пяти мировых нефтяных гигантов. А пока что привлечь капитал американских мультинациональных компаний. ChevronTexaco и ExxonMobil были якобы привлечены для того, чтобы им была продана часть контрольного пакета компании, появившейся в результате слияния с Сибнефтью, - ЮкосСибнефть, биржевая стоимость которой составляет сейчас примерно 45 миллиардов долларов!
Чаша терпения Кремля переполнилась. Сама мысль о том, что американские капиталы могут просочиться в национальную углеводородную святыню, просто неприемлема. Окружение Путина потребовало голову олигарха.
25 октября начинается его падение. Федеральная милиция арестовывает его в Сибири прямо на трапе самолета. Предъявленное обвинение: мошенничество и уклонение от уплаты налогов. Его тут же сажают в тюрьму. За несколько недель до выборов в Думу трюк грубоват, но Путин остается глух к критике. По его мнению, дело Юкоса - экономическое преступление, которое должно разбираться в суде. То есть он опровергает тот факт, что хочет поставить под вопрос приватизацию Юкоса.
Ход Кремля тонок, потому что он вскрывает незаконность увеличения суммы налога, что вызывало в России ярость вплоть до 2003 года. В ельцинскую эпоху нефтяные компании продавали сырую нефть через 'трейдинговые' филиалы, зарегистрированные в райских в налоговом отношении местах. Некоторые даже не боялись устраивать настоящие налоговые соревнования ради привлечения инвесторов. Например, счета за экспортировавшиеся одной компанией баррели, направлявшиеся ее 'трейдинговым' филиалам, отражали только себестоимость, чтобы переводить им всю добавленную стоимость. Эти филиалы выписывали новые счета уже по мировым ценам, присваивая разницу, якобы не подлежащую налогообложению.
Все российские финансы использовали этот трюк, но после победы Путина на выборах пробил час расплаты. 29 декабря 2003 года налоговые органы потребовали с Юкоса задолженность по налогам за 2000 год на сумму 3,4 миллиарда долларов. Это взыскание было первым в длинном списке, где сумма беспощадно росла год от года, вплоть до 2003. Осенью 2004 года счет достиг невиданной суммы в 25 миллиардов долларов!
Финальный акт состоялся 19 декабря 2004 года. В счет возмещения долгов российское государство выставило на аукцион 76,8% акций Юганскнефтегаза, главного сокровища Юкоса, за 'понюшку табаку' - 8,86 миллиардов долларов. Хотя Юганскнефтегазастоит в два раза дороже, всего три претендента выставили свои кандидатуры: Газпромнефть, мировой газовый гигант - полугосударственная компания, и две темных 'пустышки'.
Предприняв последнюю попытку остановить эту продажу, руководство Юкоса в прошлую среду обратилось к суду в Хьюстоне с просьбой поставить Юкос под защиту американского закона о банкротстве. За парад пришлось платить. Суд вынес решение отложить на десять дней продажу Юганска. Однако, российское руководство пошло в обход решения американского суда. В прошлое воскресенье Юганск был куплен совершенно неизвестной компанией Байкалфинансгруп, собранной с миру по нитке несколько дней назад.