'Яблоко' - небольшая, но бескомпромиссная демократическая партия, которую сегодня Путин оттесняет с политической арены. Ее председатель Явлинский посетил Бремен.
ТАЦ: Что связывает Вас с далеким Бременом?
Григорий Александрович Явлинский: Первый раз, когда меня пригласили в Бремен, речь шла о судостроении. Менеджеры концерна 'Вулкан' хотели продолжить деловые связи, возникшие еще при ГДР. Это было в начале 90-х годов. В те дни я впервые встретился с профессором Вольфгангом Айхведе (Wolfgang Eichwede). Тогда я еще не знал его имени. Но с тех пор я все время поддерживаю с ним контакты, также и когда он приезжает в Москву. Для меня он - эксперт по России. Я очень доверяю ему. Он не только воспринимает актуальные мнения и затем делает из них салат, как другие советологи.
Что в своей экономической политике Путин делает неправильно?
- На Западе это трудно представить. Он говорит предпринимателю: 'Как Ваши дела? Вы еще не в тюрьме? Я так рад Вас видеть!' Странно, но некоторым предпринимателям от такой шутки становится страшно. Вы понимаете?
Канцлер Германии Шредер демонстративно поддерживает дружеские отношения с Путиным. Не должна ли Германия изменить свою внешнюю политику по отношению к России?
- Это не моя задача - давать Вашему канцлеру советы. Единственное, что мне хотелось бы сказать ему: россияне не отличаются от немцев. Мы так же хорошо понимаем демократию, как и в Бремене. Мне кажется, что западные лидеры думают, что российский народ не готов к демократии и что в Кремле нужен сильный человек, чтобы держать страну в руках.
О том, что российский народ несколько отсталый, можно прочесть у Ленина.
- Большевизм распространен в головах западных политиков. Совершенно большевистской является идея, что можно силой распространить демократию в Ираке. Они приходят и говорят: 'Теперь вы будете жить в условиях демократии. Вы что не хотите? Тогда пожалеете. У нас есть самолеты и танки'.
В России Ваша демократическая оппозиционная партия 'Яблоко' представляет небольшое меньшинство. На Украине демократическое народное движение только что поставило режим на колени.
- Последние 125 лет на Украине проходили иначе. Все политические лидеры говорят, что Украина является демократической страной. Они не действуют по демократическим принципам, они только так говорят. Украинские военные не вели чеченской войны и никогда не стреляли по парламенту. Там нет ни нефти, ни газа, с помощью которых в России было коррумпировано все. Политическая мысль и психология Украины другие, другая и политическая ориентация.
Если на Украине начнет развиваться демократия, приведет ли это к разрыву?
- Нет. Почему же? Наши народы так тесно связаны. У каждого там есть родственники. Тесно связаны культуры. Мы вместе страдали во Второй мировой войне, во время чернобыльской катастрофы. Нам не нужен государственный аппарат для хороших отношений. Демократия на Украине могла бы стать проблемой для Путина, но не для России.
Вы верите в развитие Украины?
- Оно будет очень трудным и продолжительным. Предстоят тяжелые времена. Но исторически это развитие Украины - правильное.