За те тридцать лет, что прошли со времени нефтяного шока 70-х годов, наши тогдашние надежды на достижение энергетической независимости уступили место менее амбициозной цели достижения энергетической безопасности, которая определяется как 'надежный доступ к достаточным запасам первичной энергии по доступной цене'.
Недавно проведенный экспертный анализ однако показывает, что мы слишком рано сдались. Хотя энергетическая безопасность - это лучшее, на что мы можем надеяться в краткосрочной перспективе, на протяжении жизни одного поколения мы можем стать действительно независимыми - независимыми от иностранной нефти. Давайте задумаемся, что потребуется от нас, чтобы успешно пройти оба этих периода. Начнем со священной чаши Грааля - с энергетической независимости.
С момента терактов 11 сентября появились два фактора, которые оказывают серьезное воздействие на нашу способность достигнуть уровня энергетической безопасности, не говоря уже об энергетической независимости. Это совершенно очевидная низкая степень защищенности режимов стран Персидского залива и идущих оттуда нефтяных потоков (не говоря уже о стоимости обеспечения безопасности самого региона), а также стоящая отдельно, но имеющая прямое отношение к нашему вопросу проблема роста цен на нефть. Эти факторы заставили Запад в конце концов серьезно задуматься о необходимости выработки национальной энергетической политики. Возникают новые идеи относительно решения данной проблемы, как со стороны поставщика, так и со стороны потребителя. И хотя мы далеки от достижения единого мнения, уже можно рассмотреть контуры всеобъемлющей политики, которая позволит нам справиться с будущими угрозами нашей энергетической безопасности при доступных издержках. Но для этого нам понадобится соответствующее руководство и политическая воля.
Пока в дебатах на эту тему доминирующее положение занимают предложения со стороны поставщиков. Это предложение о добыче нефти в Национальном заповеднике на Аляске и о разработке морских газовых месторождений вдоль американского побережья. Эти идеи несут в себе здравый смысл, однако сами по себе они не помогут нам в обеспечении энергетической независимости.
Возможно, самый тщательный, безжалостный и, безусловно, самый драматичный анализ того, что нам потребуется сделать, чтобы отучить Америку от иностранной нефтяной соски, был проведен по заданию Пентагона институтом "Тhe Rocky Mountain Institute" - респектабельным научно-исследовательским центром, славящимся своим жестким, основанным на рыночной ориентации анализом. Отчет о работе под названием 'Победить на завершающем этапе борьбы за нефть: инновации в интересах обеспечения доходов, рабочих мест и безопасности' ("Winning the Oil Endgame: Innovation for Profits, Jobs and Security"), (www.oilendgame.org1.) получил ряд позитивных откликов и доступен сегодня в печатном виде.
В своем предисловии к книге Джордж Шульц пишет: 'Сколько еще раз нам надо получить толстой палкой по голове для того, чтобы мы начали шевелиться и что-то делать для решения этой острой проблемы? ... Гибридные технологии уже опробуются на дорогах и дают пятидесятипроцентную и даже больше экономию по расходу бензина. ... Новые, сверхлегкие и в то же время безопасные материалы способны почти в два раза увеличить экономию топлива, не требуя при этом никаких, или почти никаких издержек. ... Водород можно вырабатывать из природного газа, который мы сможем получать, отказавшись от сегодняшних расточительных способов производства и технологий'.
В отчете определены шаги, позволяющие нам пройти путь от сегодняшнего положения до нулевого уровня зависимости от иностранной нефти. Во-первых, необходимо переоснастить предприятия по производству легковых автомобилей, грузовых машин и самолетов в целях повышения топливной экономичности за счет использования передовых композитных и легковесных стальных конструкций. За счет только этих изменений к 2030 году мы сможем на 52 процента снизить объем потребляемой сегодня нефти, не потеряв при этом ничего в характеристиках и безопасности техники. Во-вторых, нам следует использовать недавние технологические достижения в области переработки целлюлозы и клетчатки в этиловый спирт. За счет этого мы еще на 25 процентов сможем снизить количество потребляемой сегодня нефти. Благодаря данной технологии мы увеличим доходы фермеров на десятки миллиардов долларов и создадим 750 000 рабочих мест.
В своем мощном завершающем резюме по отчету доктор Эймори Лавинс, президент "Тhe Rocky Mountain Institute" и основной автор отчета, убедительно заявляет, что к 2035 году мы сможем стать полностью независимыми от импорта нефти и что 'будет дешевле заменить всю нефть, которую сейчас используют США, чем покупать ее'. В особенности он отмечает следующее: 'К 2025 году годовая экономическая выгода от отказа от нынешнего объема нефтяного импорта в пользу новых технологий и топлив составит в брутто-выражении 130 миллиардов долларов (или в нетто-выражении 70 миллиардов долларов). Для достижения этой цели не нужна революция, нужно лишь укреплять и наращивать уже достигнутые успехи'.
Конечно, 2035 год наступит не завтра. Чтобы поднять уровень нашей сегодняшней энергетической безопасности, мы, наряду с ближневосточными источниками углеводородного топлива, должны использовать и другие источники поставок. Даже беглый и поверхностный взгляд на альтернативные источники поставки природного газа заставляет нас обратить внимание на Россию.
Для начала несколько фактов. Сегодня, если вести измерения в баррелях нефтяного эквивалента, Россия является крупнейшим в мире производителем энергоресурсов. Ее запасы природного газа больше, чем у любой другой страны мира - примерно 1 700 триллионов кубических футов (разведанные и пригодные для эксплуатации запасы). Эти запасы газа в основном сосредоточены на северном побережье России на полуострове Ямал. А этот полуостров изолирован. Имеется в виду то, что там нет трубопроводов для транспортировки сырья на рынки. Однако эти же обстоятельства создают идеальные условия для того, чтобы создать на Ямале несколько технологических линий по производству сжиженного природного газа для его последующей перевозки по морю в Северную Америку.
Сегодня независимые компании добывают на Ямале природный газ по себестоимости менее 1 доллара за тысячу кубических футов, и есть убедительные доводы в пользу того, что этот газ можно сжижать, перевозить и поставлять в Северную Америку по цене, по меньшей мере на треть ниже текущей, которая составляет 6 долларов за тысячу кубических футов.
Кто-то скажет - а как же дело ЮКОСа - ведь в России слишком велик риск политически мотивированного вмешательства для инвестиций такого большого масштаба. Тем не менее, не требуется большого ума, чтобы отличить отдельное столкновение, вызванное личными разногласиями (а именно таким представляется дело ЮКОСа) от огромного стратегического интереса России к проникновению на газовый рынок США.
Если суммировать вышесказанное, налаживание и развитие торговли сжиженным природным газом полностью соответствует интересам как Америки, так и России. Особенно, если посмотреть на альтернативу - сохранение зависимости от нефти и газа из Персидского залива.
К серьезным проблемам, с которыми столкнется новая американская администрация, вне всяких сомнений следует отнести ту угрозу, которую представляет для нашей экономики цена нефти, превышающая 45 долларов за баррель и природного газа выше отметки в 6 долларов за тысячу кубических футов. На эту угрозу накладывается опасность возможных срывов поставок из Персидского залива. И тем не менее, становится ясно, что средства для достижения в недалеком будущем энергетической безопасности, а в конечном итоге энергетической независимости от иностранной нефти находятся рядом. Чтобы получить их, нужна лишь смелость и воля руководства.
Господин Макфарлейн являлся советником президента Рейгана по национальной безопасности. В настоящее время он возглавляет проектную компанию, занимающуюся проблемами энергетики и охраны окружающей среды