Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
О чем говорит украинский кризис

Анализ

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Первая ошибка Путина заключается в том, что, дав проявиться своим атавистическим признакам бывшего шефа КГБ, он зубами и когтями дрался за кандидата режима Виктора Януковича, по той лишь причине, что он 'свой', тогда как украинцы почувствовали себя униженными из-за того, что заграницей их будет представлять человек, дважды отбывавший тюремный срок за бандитизм. Второй ошибкой стала его нелюбовь к Виктору Ющенко. . .

Все-таки лишенная геостратегического размаха, практически гарантированная победа оппозиции в будущее воскресенье, в ходе 'последнего второго тура' президентских выборов на Украине, будет иметь привкус нового падения берлинской стены. Ликование толпы людей всех возрастов и социального положения, приветствовавшей в начале декабря в Киеве криками 'ничто не остановит свободу' признание Верховным Судом результатов голосования 21 ноября недействительными, и в самом деле напоминает счастливых немцев при виде падения стены, которая их разделяла 28 лет. Если не произойдет что-то невероятное, такие же сцены будут повторяться в воскресенье вечером после голосования, в котором, безусловно, Виктор Ющенко получит большое преимущество в 21 области из 27. В самом деле, каждый день все новые и новые высокопоставленные чиновники режима меняют окраску. Кроме того, прибегнуть к злоупотреблениям будет непросто, потому что в закон о выборах внесены поправки и во время голосования будут присутствовать 8 300 международных наблюдателей.

Различным державам, вмешивавшимся в ход выборов, останется только извлечь из них урок. Так же как и украинцы, сами, похоже, изумившиеся тому, что посмели стряхнуть советскую апатию, европейцы на этот раз оказались тверды и едины. Конечно, молчание Франции было оглушающим. Ее больше занимала внутренняя борьба между Социалистической партией и партией Ширака (Союз за народное движение). Кроме того, французская дипломатия всегда основывалась на равновесии блоков и приоритет для нее заключается в том, чтобы не сердить Кремль. Однако 25 стран сумели одна за другой осудить злоупотребления и дать понять Владимиру Путину и покидающему свой пост президенту Леониду Кучме, что, если они не хотят превратить Украину в изгоя, о 'применении силы' речи быть не может. Решающую роль, пожалуй, сыграло вмешательство президентствующих в этом полугодии в ЕС Нидерландов и, особенно, Польши и балтийских государств. Возможно, год назад ЕС повел бы себя иначе, когда расширение еще не привело к тому, что восточные границы трех его членов не стали непосредственными границами с Украиной.

Со своей стороны Вашингтон сможет проверить эффективность умело проводимой 'мягкой' стратегии. Поддерживаемые влиятельными неправительственными организациями в странах с переходными режимами, такими как Freedom House или Фонд Сороса, США потратили несколько десятков миллионов долларов на подготовку наблюдателей, адвокатов оппозиции и даже судей Верховного Суда. В то время как Москва и Киев проели в десять раз больше, тратясь на выхолощенные, повторяющие одно и то же материалы СМИ или застывшие митинги. Американская угроза урезать помощь Украине и, особенно, отказывать в визах родственникам правителей режима также перевесила чашу весов.

Но, очевидно, самый значительный урок извлечет 'большой русский брат'. Пусть даже он пытается теперь сократить убытки и говорит с оппозицией более примирительно, все равно нет уверенности в том, что, наделав столько ошибок, Владимир Путин хорошо понял то, что произошло. Первая из допущенных ошибок заключается в том, что, дав проявиться своим атавистическим признакам бывшего шефа КГБ, он зубами и когтями дрался за кандидата режима Виктора Януковича, по той лишь причине, что он 'свой', тогда как украинцы почувствовали себя униженными из-за того, что заграницей их будет представлять человек, дважды отбывавший тюремный срок за бандитизм. Второй ошибкой было то, что он невзлюбил Виктора Ющенко, только по той причине, что Вашингтон смотрел на него влюбленными глазами, в то время как, хотя среди его сторонников и имеются националисты-русофобы, сам кандидат оппозиции не собирается проводить антироссийскую политику. Может быть, потому, что, как и его соотечественники, он не может переделать свою страну, связанную с Россией сложной тысячелетней историей.

Однако, первое, чем он собирается заняться, - это пересмотреть приватизацию 'Криворожстали', основного металлургического предприятия страны, которое досталось прошлым летом зятю Леонида Кучмы за 900 миллионов долларов, цену, составляющую половину того, что предложил. . . российский конкурент. Что же касается безопасности украинских трубопроводов, жизненно важных для Москвы, потому что они обеспечивают транзит 82% российского газового экспорта, то никакой режим, каким бы прозападным он ни был, не сможет себе позволить не гарантировать ее, хотя бы уже потому, что Украина полностью зависит от энергетических поставок из России. Конечно, стремление Виктора Ющенко к тому, чтобы его страна когда-нибудь вступила в НАТО, непереносима для Кремля, поскольку это позволило бы американским подводным лодкам шарить вблизи гиперстратегической военно-морской базы в Севастополе на Черном море, отданной в концессию России. Однако, Леонид Кучма уже завязал партнерские отношения своей страны и НАТО.

На самом деле, это вовсе не русские как нация, а манера Кремля и его присных творить политику, была отвергнута 'оранжевой революцией', цвет которой так похож на цитрусы, которые еще совсем недавно молодые девушки предлагали вежливо выпроваживаемым кандидатам. Так была живо осуждена политика лжи (телеканалы изображали Виктора Ющенко неонацистом), устрашения (кандидат оппозиции был в сентябре изуродован в результате отравления, недавно подтвержденного австрийскими врачами), а также клановый капитализм (три клана олигархов сосредоточили в своих руках треть украинских богатств) и фальсификация (были приплюсованы примерно 2 миллиона голосов). В таком контексте недавние антизападные памфлеты Владимира Путина, считающего недопустимым, чтобы 'людям не был предоставлен выбор' из-за признания недействительным результата голосования, не лишены смысла.

Вот уже два года делающий резкий поворот в сторону авторитаризма Кремль явно боится, что 'оранжевая революция' подкинет идеи российскому гражданскому обществу или либеральной оппозиции, пока что очень слабой. Существуют опасения, что Кремль - далекий от поддержки процветания и демократизации на Украине, которая может представлять собой 'неприятный' прецедент - попытается вновь дестабилизировать режим, возвращая своих протеже 'через окно, после того, как их вытолкали за дверь'. Западные страны должны чувствовать себя ответственными за то, чтобы помочь Виктору Ющенко не разочаровать народ страны, где ожидания огромны, рост феноменален (12,5%), но ненадежен, а этнические расхождения взрывоопасны.

Ив Бурдийон - журналист международного отдела газеты 'Les Echos'.