Покойный сэр Джеймс Голдсмит (James Goldsmith), непревзойденный ас предпринимательства и излюбленная мишень сатирического журнала 'Private Eye', как известно считал, что своим экономическим могуществом Британия обязана, в том числе, и выдающимся пиратам вроде Дрейка и Рэли [сэр Фрэнсис Дрейк (Francis Drake) и сэр Уолтер Рэли (Walter Raleigh) - знаменитые английские корсары на службе у королевы Елизаветы I - прим. перев.].
Такая точка зрения представляется достаточно правдоподобной, чтобы задаться вопросом - так ли уж обоснована критика западного бизнес-сообщества в адрес Владимира Путина и его присных за то, что те решают вопрос с 'ЮКОСом' с помощью, скажем так, средневековых методов.
Конечно, было бы просто великолепно, если бы Россия и все другие бывшие советские республики и страны с командной экономикой в одно мгновение совершили переход от дряхлеющего 'феодализма' к полноценной, зрелой в политическом, социальном и финансовом плане рыночной экономике. Было бы здорово, если бы этот процесс удалось завершить за 15 лет, прошедших с падения Берлинской стены, ставшего точкой отсчета этих, неизбежно трудных, преобразований. Однако ожидать, что Россия за такой короткий срок полностью воспримет западные принципы демократического капитализма, просто нереалистично.
Западному миру понадобились сотни лет, чтобы преодолеть 'стадию пиратства' и сформировать действенную и управляемую экономическую инфраструктуру в соответствии с критериями справедливости, подотчетности и равенства. Ясное дело, в России подобный переход должен занять не одно десятилетие. Кстати, можно с полным основанием утверждать, что там этот процесс идет просто отличными темпами.
Все это не означает, что я поддерживаю действия президента Путина. Он оправдывает бесцеремонные действия государства по ренационализации 'ЮКОСа' тем, что в начале 1990х, в момент приватизации этого нефтяного гиганта, олигархи тоже не церемонились с государством. Подобная позиция простительна, но ошибочна. Она ошибочна потому, что несправедливость не исправишь несправедливостью. Она ошибочна потому, что посылает ложные 'сигналы' тем западным фирмам и инвесторам, которые могли бы оказать России неоценимую помощь в переходе от командной экономики к рыночной. Пример Китая показывает, что этот переход можно совершить в более спокойной, последовательной и предсказуемой манере.
Печально, что Россия не может скопировать китайскую модель. Это сильно облегчило бы ей жизнь. Самое подходящее определение для России - это 'дикий Восток', неуправляемое пограничье, вызывающее ассоциации с золотой или нефтяной 'лихорадками', сыгравшими огромную роль в истории Америки, юга Африки и Австралии. Критерии риска здесь совершенно иные. Методы черного рынка применяются повсюду. Коммерческую практику определяют 'золото и наган', а не доверие и святость контракта, как на Западе.
Главный вопрос, однако, заключается в следующем: превращает это Россию в страну, где трудно делать бизнес, или в страну, где делать его просто невозможно? Это было бы невозможно, если бы западные компании просто не могли действовать на российском рынке, не раздавая гигантских взяток громадному количеству людей. Это было бы невозможно, если бы государству - или государственным ведомствам - вообще, ни в каких случаях, нельзя было бы доверять.
Нетрудно понять позицию британских фирм, если в обстановке, создавшейся в результате скандала вокруг 'ЮКОСа', они приостановят планы, связанные с инвестициями в России, а то и вообще откажутся от них. Однако было бы ошибкой просто махнуть рукой на Россию потому, что из-за разгрома 'ЮКОСа' возникает впечатление, будто делать бизнес там невозможно.
Пожалуй, там действительно невозможно заниматься бизнесом, отвечающим западным стандартам - в большинстве случаев весьма высоким. Но это не означает полной невозможности делать бизнес в России. Возможно, это будет непросто, если вы хотите придерживаться адекватных критериев - критериев, исключающих использование сомнительных или криминальных методов. Кроме того, бизнес в России, вероятно - более рискованное и трудоемкое дело, чем на Западе. Но Россия обладает такими сырьевыми богатствами, а ее высокообразованное население - таким потребительским потенциалом во всех сферах, от торговли шоколадом до финансовых услуг, что было бы абсолютно неправильно сбрасывать Россию со счетов на том основании, что действия против 'ЮКОСа' выглядят скорее пиратскими, чем прогрессивными.
________________________________________________________
Архив ИноСМИ.Ru
Путин нападает на США, защищая захват ЮКОСа ("The Times", Великобритания)
Россия: 'Плановое задание выполнено' ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)
За спиной Роснефти маячит тень Газпрома ("Le Figaro", Франция)
Это не русская рулетка, а всего лишь посредственная шахматная партия ("Neue Zuercher Zeitung", Швейцария)
Путин и олигархи ("La Vanguardia", Испания)
Путин отстаивает право государства вернуть себе 'Юкос' ("The Financial Times", Великобритания)
Власть защищает Газпром ("The New York Times")
Необычный театр ("Die Welt", Германия)
Покупатель "Юганскнефтегаза" скоро войдет в "Газпром" ("The Wall Street Journal", США)
'Юкос' утверждает, что запрет на продажу его активов распространяется и на 'Роснефть' ("The Financial Times", Великобритания)
Дочернее предприятие "ЮКОСа" купила государственная нефтяная группа ("The Financial Times", Великобритания)
Блеск и падение нефтяного гиганта ("Le Figaro", Франция)
Длинные руки 'Газпрома' ("Die Zeit", Германия)
Инвесторы в России опасаются грядущей красной бури ("The Wall Street Journal", США)
Аукцион 'Юкоса' усиливает сомнения инвесторов ("The New York Times", США)
Для инвесторов наступает холодная русская зима ("Business Week", США)
Черная тень "ЮКОСа" ("The Guardian", Великобритания)
Чтобы инвестировать в сибирскую нефть, надо быть русским ("The Daily Telegraph", Великобритания)
Игра не по правилам ("The Times", Великобритания)
На русском фронте ("The Financial Times", Великобритания)
Новорожденный российский гигант ("The Wall Street Journal", США)
Почему правительство Германии отмалчивается в отношении "ЮКОСа"? ("Der Tagesspiegel", Германия)
Скандал с 'ЮКОСом' ("Le Monde", Франция)
Шеф 'ЮКОСа' предупреждает, что уровень производства компании падает ("The Wall Street Journal", США)
На русском фронте ("The Financial Times", Великобритания)
Cуд требует объяснений по поводу продажи дочерней компании 'Юкоса' ("The Times", Великобритания)
Люди Путина ("Le Monde", Франция)
Тень Кремля за спиной покупателя 'Юганскнефтегаза' ("Le Figaro", Франция)
"ЮКОС" обещает подать в суд на "Байкальскую финансовую группу" ("The Financial Times", Великобритания)
Новая власть России? ("Financial Times Deutschland", Германия)
Славянский ребус ("La Tribune", Франция)
Второй Юкос ("Le Figaro", Франция)
Опускается занавес над фарсом вокруг "ЮКОСа" ("The Financial Times", Великобритания)
ЮКОС на свалке ("The Daily Telegraph", Великобритания)
Путин доказывает свою власть над олигархами ("The Times", Великобритания)
'Юганскнефтегаз': Головная боль за $9 млрд. ("The Financial Times", Великобритания)
Роберт Амстердам: Российская Федерация не уважает закон ("La Tribune", Франция)