Москва, 23 декабря 2004 года. В четверг президент Владимир Путин энергично оправдывал захват главной дочерней компании нефтяной компании "ЮКОС" государственной нефтяной компанией. Он также выразил свое глубокое возмущение поддержкой Западом народных выступлений в постсоветских государствах и тем, что он называет западными "двойными стандартами" для выборов.
Высказывания г-на Путина, сделанные на ежегодной предновогодней пресс-конференции в Кремле, были равноценны убедительному подтверждению его широко известных позиций и временами многоуровневых разъяснений его взглядов, которые в этом году толкают Россию на все более автократический путь. Но несмотря даже на то, что г-н Путин сохранял внешнее спокойствие, его заявления характеризовались очень резким тоном.
Очевидным примером этого стала судьба "ЮКОСа". Главная дочерняя компания "ЮКОСа", который когда-то был крупнейшей в России и самой прибыльной компанией, была в воскресенье продана с аукциона за малую толику ее оценочной стоимости ранее не известной холдинговой компании, а позже перепродана "Роснефти", компании, которая принадлежит государству. Окончательная цена сделки не раскрывается, а весь этот процесс остается покрытым тайной. Аналитики отрасли характеризуют эти сделки как подстроенный Кремлем фарс.
Г-н Путин сказал, что эти продажи являются абсолютно оправданными, и высказал мнение, что они позволили исправить прежние ошибки. Он не пожелал упомянуть о том, что не далее как в конце сентября сам говорил, что Россия не имеет намерения национализировать нефтяной гигант, и с тех пор торжественно обещал прозрачность.
"Все вы прекрасно знаете, как у нас происходила приватизация в начале 90-х годов, и как, используя различные уловки, в том числе нарушающие даже тогда действовавшее законодательство, многие участники рынка тогда получали многомиллиардную государственную собственность, - сказал он. - Сегодня государство, используя абсолютно легальные рыночные механизмы, обеспечивает свои интересы. Считаю это вполне нормальным".
Однако позже Вашингтон осудил продажу нефтяного гиганта.
"Мы, безусловно, не считаем, что он был продан прозрачным или открытым образом, - сказал, согласно сообщению "Agence France-Presse", пресс-секретарь Государственного департамента США Адам Эрели (Adam Ereli). - Мы полагаем, что это посылает иностранным инвесторам неправильные сигналы и может негативно сказаться на роли России в глобальной экономике".
Он добавил, что это дело "вызывает серьезную озабоченность в отношении главенства закона в России и того, что правосудие, возможно, применяется политически или избирательно".
Г-н Путин в своих высказываниях допустил также персональные выпады. Говоря о судье суда США по делам о банкротстве в штате Техас, которая на прошлой неделе вынесла запретительное постановление, пытаясь помешать аукциону по продаже дочерней компании "ЮКОСа" "Юганскнефтегаз", которая сегодня принадлежит "Роснефти", г-н Путин отбросил всякие претензии на тактичность.
"Я вообще не уверен, что она знает, где Россия находится, - сказал он. - Смущает уровень профессиональной подготовки". А дальше, несмотря на то, что он сам оскорбил судью, он добавил, что ее работа - "это несоблюдение так называемой международной вежливости".
Г-н Путин также плохо отозвался о президенте Польши Александре Квасьневском (Aleksander Kwasniewski), который выступал посредником в урегулировании кризиса на Украине после сфальсифицированных президентских выборов 21 ноября и который недавно в интервью сказал, что Украина, свободная от диктата России, более предпочтительна для ведущих стран мира.
Желчным тоном он высказал мнение, что г-н Квасьневский является оппортунистом, который подыгрывает Западу. Он отметил, что польский лидер в юности работал на советские интересы как член комсомола, молодежной организации Коммунистической партии.
"Мы еще, ну не я лично, а у нас в России его еще знают по совместной комсомольской работе, - сказал г-н Путин, который служил в Комитете государственной безопасности (КГБ) - У меня такое впечатление, что это заявление не действующего президента, а человека, который устраивается на работу в связи с истечением срока своих полномочий".
Г-н Квасьневский позднее сделал заявление, в котором назвал высказывания г-на Путина "несправедливыми".
"Это та цена, которую Польша и я лично платят за участие в разрешении политического кризиса на Украине", - сказано в его заявлении.
В целом это был день практических выпадов против западных критиков. Г-н Путин выразил свое недовольство тем, что он называет "двойными стандартами" в западных оценках выборов в беспокойных государствах, отметив, в частности, что критики указывают на то, что президентские выборы в Чечне были не совсем оправданными по причине того, что конфликт в этой республике продолжается, но что Соединенные Штаты Америки намерены проводить выборы в оккупированном Ираке.
Он также критиковал продолжение в постсоветских странах революций такого рода, какие произошли в Грузии в 2003 году и на Украине нынешней осенью. " Самое опасное, знаете, создание системы перманентных революций, - сказал он. - Жить нужно привыкнуть по закону".
Однако временами эмоции г-на Путина казались тщательно проградуированными, свидетельствуя о том, что он, очевидно, заранее решил, с кем ему следует избегать прямой конфронтации. Многие российские политики, в их числе несколько человек из его ближайшего окружения, обвиняют Соединенные Штаты в том, что те одобряют и поощряют массовые демонстрации протеста на Украине. Однако г-н Путин послал сообщение, что он, в общем и целом, удовлетворен отношениями России с Соединенными Штатами, сказав, что две страны сотрудничают в войне с терроризмом и в деле нераспространения ядерного оружия.
"Я без преувеличения назвал бы наши отношения не просто партнерскими, а союзническими, - сказал он. - За всеми текущими, сиюминутными, полускандальными, либо просто привлекающими внимание общественности вещами тактического характера я бы просил вас не забывать эти основополагающие вещи, лежащие в основе наших отношений с Соединенными Штатами".
И он конкретно высказал свою удовлетворенность отношениями с президентом Бушем-младшим (George W. Bush). "Сам Буш, на мой взгляд, является человеком очень порядочным и последовательным, - сказал он. - У нас, мы с ним многократно это говорили публично, не всегда совпадают мнения, но я ему полностью доверяю как партнеру".
Г-н Путин редко появляется на публике в течение продолжительного времени, а доступ к нему журналистов ограничен; но в четверг он, как временами казалось, наслаждался этой необычной сессией вопросов и ответов. Даже выражая раздражение или отвращение, или когда предлагал нелицеприятные сравнения, которые подвергали испытанию доверчивость слушателей - например, проводил параллель между электоральными нарушениями на Украине и тем, что он назвал запугиванием избирателей на президентских выборах в Соединенных Штатах - он казался довольным и непринужденным.
После часа и сорока пяти минут помощник попытался остановить пресс-конференцию, однако г-н Путин продолжал, лично обратившись к журналистам. По прошествии двух с половиной часов он сказал, что готов ответить на пять последних вопросов. А после он ответил еще на 11 вопросов.
В течение всей пресс-конференции движения его тела выдавали в нем человека, который жаждет немного подраться. Когда ему задавали вопросы, он нередко отклонялся далеко назад в своем кресле и поводил плечами или искал удобное положение для позвоночника - атлетические движения, похожие на те, которые делает штангист между двумя подходами к штанге. Иногда он менял положение своего корпуса или отхлебывал чай из фарфоровой чашки.
Когда каждый вопрос заканчивался, он резко подавался вперед, к стоявшему перед ним столу, переносил вес своего тела на упертые в стол локти и начинал долго и подробно отвечать на вопрос. Поскольку он не пользовался шпаргалками, владение им деталями далеких от публичной политики областей - как, например, денежное содержание рядового в Чечне, процент грузов, перевозимых в Германии по железной дороге, положения декларации о судьбе четырех островов, которую в 1956 году подписали Советский Союз и Япония - свидетельствовало о том, что он является деятельным микроменеджером.
"Я стараюсь читать документы, с которыми мне приходится работать", - заметил он.
Он также позволял себе шутить. По закону г-н Путин ограничен двумя последовательными сроками пребывания на посту президента, и сейчас идет первый год его второго срока. Возможность его третьего срока либо посредством изменения Конституции России перед выборами 2008 года, либо посредством возвращения в политику в 2012 году является предметом постоянных спекулятивных размышлений. Когда его прямо спросили, станет ли он выдвигать свою кандидатуру в 2012 году, он сказал: "Почему не в 2016-м? Я еще, надеюсь, в форме буду".
Затем он несколько загадочно добавил: "Конечно, сейчас я об этом не думаю. Но думаю о том, как мы пройдем рубеж 2008 года".