Загадка разгадана, собственно, она ею никогда и не была: государственный нефтяной концерн 'Роснефть' получает дочернее предприятие ЮКОСа 'Юганскнефтегаз', которое в конце недели было приобретено неизвестным до сих пор участником аукциона в лице компании 'Байкалфинансгрупп'. Поскольку 'Роснефть' вскоре должна объединиться с полугосударственным газовым гигантом 'Газпром', то круг замыкается. После разгрома частного концерна ЮКОС на пути создания новой государственной сырьевой империи больше ничего не стоит. Победители акции - ее духовный отец, глава канцелярии Владимира Путина и председатель Наблюдательного совета 'Роснефти' Игорь Сечин, а вместе с ним - назначенная Москвой новая государственная олигархия. Это конец преобразований в России.
Под прикрытием патриотизма там происходит гигантское перераспределение собственности, которое не уступает сомнительной приватизации 90-х годов. На этот раз люди, извлекающие пользу, - государственные мужи, умеющие обобществлять потери, а прибыли класть в свой собственный карман. Неэффективность монополиста 'Газпром' доказана. Концерн сумел противостоять прозрачной и прибыльной деятельности и в бытность его главой одного из самых доверенных людей Путина Алексея Миллера.
За этим - принцип, обеспечивающий материальные интересы голодного, набирающего вес слоя и превращающий за одну ночь курьера в начальника. С целью прикрытия этого используется имперская риторика, которая получит теперь еще большее звучание с переводом финансовых потоков в Кремль. Москва не упустит возможность, чтобы использовать концентрацию власти в энергетическом секторе в качестве политического средства, с целью усиления давления в ближнем и дальнем зарубежье.
Между тем, это всего лишь среднесрочная перспектива. Прекращение преобразований лишает всяких надежд на экономический рост, Россия, таким, образом, упустит возможность встать в ряд развитых стран мира. В конечном итоге, существует опасность обрушения прогнивших структур, прячущихся за блестящими фасадами, причем с такой силой, которая может превзойти масштабы коллапса Советского Союза.