Епископ, легенда, святой, сказка, врачеватель и кинозвезда . . .Как кучка костей в итальянской базилике стала потягивающим газировку покровителем невест и нашим последним связующим звеном с подлинным значением Рождества?
Пожалуй, можно вполне справедливо сказать, что ни один человек в истории не оказался настолько покрытым слоями религиозной и светской иконографии, как Святой Николай. На кучке костей, которая почти тысячу лет разлагалась в базилике города Бари на юге Италии, образовался толстый, непроницаемый налет: епископ, легенда, святой, сказка, врачеватель и кинозвезда.
Вы можете разбирать веселого, бородатого, кричащего 'хо-хо!' старика с красным лицом и в красной одежде как русскую матрешку, пока не дойдете до терпеливого, хрупкого (хотя, вероятно, тоже бородатого) римского священника 4го века. Практически единственное, что о нем известно наверняка - он никогда не держал в руках бутылки 'Кока-Колы', не видел оленя и не праздновал Рождество в форме даже отдаленно напоминающей современную.
И все же, Джим Розенталь (Jim Rosenthal), основатель Общества святого Николая и пресс-секретарь всемирного объединения англиканских церквей, утверждает, что этот старик - наше практически последнее связующее звено с подлинным значением великого христианского праздника, который мы будем отмечать завтра.
'Я хочу изменить образ Санта-Клауса, - говорит Розенталь. - Скоро он окажется последним оставшимся в живых в праздновании Рождества. Это последний образ, который будет разрешен в наше политически корректное время. Там, откуда я родом, в Чикаго, уже нельзя даже сказать: 'Счастливого Рождества!', но Санта все еще принимается. Однако святой Николай реально существовал. Он не был эльфом. Не влезал в дома через трубу. Нам нужно восстановить его истинную личность'.
Если кто-то и может это сделать, то только Розенталь. Дома в Кентербери у него 1500 изображений святого, он создал несколько посвященных Св. Николаю сайтов. Каждый год 6 декабря, в день этого святого, Розенталь, высокий, румяный мужчина, наряжается в традиционный костюм с епископской митрой вместо шапки с помпоном и ведет толпу по городу в собор для молитв и торжественной службы. В этом году за ним следовали архиепископ Кентербери Роуэн Уильямс (Rowan Williams) и его жена Джейн. В нашей стране это празднество может казаться несколько странным, но во многих странах Европы это не так: святой Ник проезжает на белой лошади по улицам таких городов, как Амстердам, Брюссель и Вена, а дети получают в подарок шоколадные фигурки веселого бородатого епископа.
В основном это происходит в католической Европе, где почитают святых, а не в протестантской, но, похоже, что этому святому удалось преодолеть границы конфессий. Своей важной ролью в современном Рождестве он, вероятно, во многом обязан тому факту, что празднования были перенесены на три недели на более приемлемую дату, 25 декабря, когда протестантизм выступил против папского почитания старых святых.
Мы не знаем, действительно ли настоящий Николай был сильно веселым, хотя дошедшие до нас легенды о его жизни говорят о его щедрости и сами по себе демонстрируют добрую память о нем. Приблизительно известно, что он родился где-то около 260 г. н.э. в порту Патара на южном побережье того, что тогда было Малой Азией, частью восточной Римской империи, а сейчас территория Турции. Со временем он стал епископом в городе Мира (ныне Демре), расположенного дальше на восток.
Вероятно, за свою веру Николай подвергся преследованию со стороны римского императора Диоклетиана и был брошен в тюрьму. В 325 он, похоже, посетил знаменитый Никейский собор, где был разработан никейский символ веры, которого до сих пор придерживается церковь, где схватился с другим епископом из-за природы Троицы. Он умер в 343 году в Мире, откуда его останки были похищены итальянскими купцами и перевезены в Бари в 1087 году.
На этих голых фактах выросли различные легенды о щедрости святого: как он раздал свое наследство, спас трех обедневших сестер от проституции, анонимно подарив им приданое из мешочков с золотом, причем один он бросил в печную трубу, и тот упал в чулок, как он остановил шторм и спас корабль с моряками и даже как он оживил трех учащихся-богословов, убитых и засоленных мясником-людоедом. К 6му веку в Константинополе появилась церковь, названная его именем. После этого легенды о Николае ходили еще несколько веков.
Так, со временем, он стал святым покровителем не только детей, но и несправедливо заключенных, ученых, моряков, ростовщиков (чьим символом являются три золотых шара), бондарей, пивоваров, чистильщиков сапок, невест, аптекарей и парфюмеров и многих других. В какой-то момент в Средневековье легенда о золоте превратилась в анонимно подаренную еду, которая помогла бедным семьям пережить зиму.
Он также является покровителем России, Греции, Апулии, Сицилии, Лотарингии и Абердина. Как минимум 500 британских церквей претендуют на его покровительство, из них 400 англиканских, включая собор в Ньюкасле. По последним подсчетам, в поисковой системе Google на него содержится 89 тыс. ссылок.
Даремский еписком Том Райт (Tom Wright) говорит: 'Очевидно, в происходящем есть определенный смысл. Думаю, почитание памяти святого Николая - это по сути кардинальное изменение нормальных ценностей мира, переворачивание всего с ног на голову - щедрость к детям, бескорыстие и тому подобное'. В 1492 году Христофор Колумб назвал первое основанное им в Новом Свете поселение в честь святого Николая, потому что он достиг побережья Гаити 6 декабря. Именно в Америке старый святой достиг апофеоза и превратился в Санта-Клауса.
Обычай праздновать 6 декабря в Северную Америку привезли голландцы, и это стало их самым долговечным наследством стране, из которой их вскоре вытеснили британцы. Их Синтер Клаас (Sinter Klaas) и немецкий Санкт Никлас (Sankt Niklas) превратились в Санта-Клауса.
Затем, в 19м веке, было изобретено Рождество. Уже в 1810 году первое определенно американское изображение праздника, сделанное для Нью-йоркского исторического общества, изображало святого, развешивающего у камина игрушки в чулках. Писатель Вашингтон Ирвинг (Washington Irving) впервые отправил Санту летать над крышами в санях.
В 1823 году появилось нескладное стихотворение одного профессора теологии, изначально озаглавленное 'Приезд Св. Николая', но теперь известное как 'Ночь перед Рождеством'. В нем святой описывался как старичок 'с круглым животиком, трясущимся как желе, когда он смеется', одетый в шубу, испачканный сажей и везущий игрушки:
'Его глаза - как они блестят! Ямочки на щеках - как веселы!
Его щеки как розы, а нос - как вишенка.
Рот растянут в улыбке, а борода бела, как снег'.
До этого святой Николас не отличался особой полнотой, но в Америке он быстро набрал вес и, как это ни ужасно, начал курить трубку, как было изображено нью-йоркским художником-юмористом Томасом Настом (Thomas Nast) в 'Harper's Weekly' в 1863.
В 1930-х образ был еще больше приукрашен, когда шведский художник Хаддон Сюндблум (Haddon Sundblom) нарисовал для компании 'Кока-Кола' рекламу с толстым Сантой в красной куртке с широким ремнем и меховой отторочкой - как раз этот образ мы знаем сегодня. Санта Сюндблума держал бутылку 'Кока-Колы', чтобы утолить 'жажду всех сезонов' и появлялся в ежегодной праздничной рекламе на протяжении 30 лет. И таким образом этот абсолютно светский персонаж стал неотъемлемой частью религиозного праздника, хотя соответствует скорее языческому празднованию зимнего солнцестояния, чем раннему христианскому святому.
Санта тащит за собой не только подарки, но и наукообразный жаргон и становится предметом для шуток ученых. Клод Леви-Стросс (Claude Levi-Strauss) пишет: 'Санта-Клаус прежде всего выражает различие в статусе маленьких детей с одной стороны и подростков и взрослых с другой. В этом смысле он связан с множеством поверий и традиций, которые антропологи изучали в различных обществах, пытаясь понять обряды посвящения и перехода в новый статус'.
Физики, похоже, тратят невероятно много времени, работая над способами передвижения Санта-Клауса. Роджер Хайфилд (Roger Highfield) подсчитал, что на Рождество Санте пришлось бы проехать 221 тыс. миль со средней скоростью 1279 миль в секунду (что в 6395 раз больше скорости звука), чтобы вовремя посетить всех детей в мире. Вероятно, поэтому старый брюзга-атеист Ричард Докинс (Richard Dawkins) использует тот факт, что никто никогда не слышал сверхзвукового хлопка, чтобы доказать шестилетнему ребенку, что Санта не существует. Невероятный зануда!
Всех этих наслоений, пожалуй, достаточно, чтобы заставить настоящего святого Николая переворачиваться в могиле с такой же скоростью, с какой должны мчаться его сверхзвуковые олени. Впрочем, возможно, он найдет минутку, чтобы поразмышлять над удачной мыслью Розенталя, объясняющей давнее очарование Санты: 'Думаю, он представляет квинтэссенцию христианства. В каждом из нас есть немного от святого Николая. Нам нравится считать себя щедрыми и добрыми: непоколебимыми в вере и в преданности другим людям. Он не зануда. Он действительно служит примером лучшего образа жизни'.
- Родился около 260 г. н.э. в Парате, на территории современной Турции.
- Стал епископом Миры и, вероятно, был брошен в тюрьму императором Диоклетианом. Освобожден Константином. Возможно, участвовал в Никейском соборе в 325 г.
- Умер в 343 г., возможно, 6 декабря. Похоронен в Мире. Затем, в 1087, перевезен в Бари (Италия).
- Стал известен как Санта-Клаус в США в начале 19 века, а в 1931 начал рекламировать 'Кока-Колу'.
- Google содержит 4 млн. упоминаний о нем.
- Ученые Манчестерского университета воссоздали лицо Св. Николая, просветив рентгеном склеп, где он захоронен, и пришли к выводу, что у него был сломанный нос и седая борода.
- Письма британских детей Санта-Клаусу доставляются на станцию Оленья Земля возле Белфаста.