Мохаммад Ахмад Казми — единственный индийский журналист, за последние недели посетивший Ирак и вернувшийся оттуда с очень сильными впечатлениями.
Выборы, объявленные на 30 января 2005, 'так или иначе' будут 'тараниться', 'вне зависимости от безнадежности ситуации в области порядка, законности, а также и продолжающегося кровопролития' точно так же, как и вторжение, оккупация и неожиданное появление Айяда Алауи на посту временного премьер-министра, которому, совершенно очевидно, недостает легитимности.
Что означает это самое 'так или иначе'? Давайте посмотрим, как было сформировано временное иракское правительство. При полном отсутствии мандата ООН, в 'зеленой зоне' Багдада объявился Лахдар Брахими и набрал кучку людей во главе с Алауи в качестве премьер-министра. В 'зеленой зоне' Пол Бремер, американский 'вице-король' — глава оккупационной администрации, перед несколькими телекамерами вручил Алауи бразды правления и исчез. Потом он появился в Совете Безопасности ООН рядом с Хошияром Зебари — так называемым министром иностранных дел.
Никто не знает, откуда вообще взялось правительство Алауи, так что его единственная 'легитимность' — несколько появлений обоих персонажей, Алауи и Зебари, на экранах западного телевидения.
Точно такие же камеры будут установлены в 'зеленой зоне', когда под скрип и стук столов на свет явится законодательная ассамблея в составе 275 человек. Выборы будут признаны состоявшимися.
Как отмечает Казми, в тех районах Ирака, которые средства массовой информации именуют 'суннитским треугольником', чрезвычайно распространена крайняя степень цинизма.
На шиитском юге настроения совершенно другие. Шииты под руководством Великого Аятоллы Али Систани решили участвовать в выборах.
Можно ли говорить, что это обстоятельство разделило шиитов и суннитов, особенно если учитывать трагические события в Эль-Фаллудже?
А курды на севере уже и так отлично устроились. Джалаль Талабани и Масуд Барзани имеют каждый по 55 представителей в 110-местном парламенте Эрбиля. Временная конституция Ирака (кто составлял ее проект — вообще одному только Богу известно) отводит под 'Курдистан' весьма обширные территории, включая район Диялы около Багдада, а также вводит в Ираке два государственных языка — арабский и курдский.
Если рассматривать эту конституцию как показатель намерений 'западников', то интеллектуалам в Багдаде и Эн-Наджафе совершенно ясно, что это за намерения. Казми беседовал с преподавателями Багдадского университета и представителями медресе Эн-Наджафа и Кербелы. Совершенно очевидно, что Запад будет более чем удовлетворен двумя неарабскими анклавами на Ближнем Востоке: Израилем и Курдистаном. Вопрос о независимом Курдистана не стоит, однако на уровне федерации протолкнут отдельную курдскую административно-территориальную единицу. Иракцы это знают.
Естественно, что на все происходящие события очень живо реагирует Турция, которая сейчас облизывается на ту конфетку, которую ей посулили — возможное вхождение в Европу. Однако это предложение имеет так много дополнительных условий и оговорок, что Анкара очень нервничает. Курдский вопрос — живейшая проблема также в Иране и Сирии.
В марте я был в Ираке вместе с Казми. Ситуация на месте с тех пор сильно изменилась. Шесть месяцев назад сопротивление американской оккупации оказывали только жители Ирака. Быть индийцем в Багдаде имело много преимуществ. Именно то обстоятельство, что четверо водителей грузовиков, взятых прошлым летом в заложники, были индийцами, и привело к тому, что вся эта эпопея, в конечном счете, закончилась их благополучным возвращением.
Однако на этот раз Казми оказался в совершенно другой ситуации. Чтобы проехать в Самарру и Кербелу, Казми присоединился к группе пакистанских паломников. Его автобус остановили возле Латифии между Багдадом и Кербелой. Высокий и рослый человек, видом своим напоминавший карикатуру на 'Аль-Каиду', вежливо спросил: 'Индийцы есть в автобусе?' Человек позволил автобусу проехать лишь после того, когда ему сказали, что группа была 'пакистанская'.
Совершенно очевидно, что в сопротивление проникли 'внешние' элементы — в противном случае иракцы видели бы друга в любом индийце. Исламистские элементы, проникшие в иракское сопротивление, проводят очень четкое различие между мусульманами и иноверцами. Спутники Казми посчитали более безопасным присоединить его к группе паломников из исламского государства. Этот эпизод, пусть и маленький, был бы невозможен в Ираке всего несколько месяцев назад.
Действительно, на дороге в Кербелу из Багдада теперь редко обходится без инцидентов. В Эн-Наджаф и Кербелу регулярно отвозят тела убитых — главным образом шиитов, которых остановили в Латифии или Эн-Насирии, ограбили и убили. Согласно сведениям, полученным от знающих лиц, в офисах аятолл Кербелаи в Кербеле и Систани в Эн-Наджафе эти убийства рассматривают как образцово-показательные. К примеру, если в Латифии останавливают двоих шиитов, то одного убивают, а второго отпускают с посланием: не участвуйте в предстоящих выборах.
Но с другой стороны, Систани издал и еще одно распоряжение — не реагировать. Даже после взрывов на прошлой неделе заминированных автомобилей в Эн-Наджафе и Кербеле, аятоллы запретили любое 'возмездие'. Логика Систани заключается в том, что попытки провоцировать насилие на сектантской почве никак не могут предприниматься самими иракцами; подстрекатели — 'посторонние'. Список из 275 кандидатов готовился под его руководством. Группе шести ученых, привлеченных из различных областей Ирака, была поручена задача проверить списки и обеспечить представительство там всех общин — курдов, суннитов и шиитов.
Однако такую подготовку ни в коем случае не следует путать со сколько-нибудь реальной верой в предстоящие выборы. Этот список готовится для того, чтобы помешать любым попыткам проявить 'ловкость рук' и протащить в ассамблею 'подобранных на дороге агентов' оккупантов.
Серьезное расследование избирательной кампании сопровождается полным пониманием того обстоятельства, что выборы, вероятно, будут представлять собой исключительно странное и причудливое зрелище. Каждому иракскому избирателю будет предложено одобрить полный список из 275 человек, просмотренный и заверенный лидерами общин. Кроме того, ухудшающаяся ситуация в области общественного порядка ставит большой вопросительный знак над самой идеей осуществимости выборов каким бы то ни было иным способом, кроме как в хорошо охраняемой 'зеленой зоне' на потребу СМИ.