Сегодня украинцы уже в третий раз менее чем за два последних месяца пойдут к избирательным урнам и будут голосовать за нового президента. Снова им предстоит выбрать между действующим премьер-министром Виктором Януковичем и одним из его предшественников на этом посту - Виктором Ющенко.
И снова главный вопрос не в том, чью предвыборную программу предпочесть или у кого сильнее иностранная поддержка, хотя и программы разные, и поддержка у каждого своя - вопрос в том, сможет ли Украина стряхнуть с себя коррумпированную и авторитарную политическую систему и стать по-настоящему демократической страной. Благодаря народной 'революции апельсинов', бушевавшей в стране весь последний месяц, шансы демократии на победу сейчас значительно выше, чем до последних двух туров голосования. Но до окончательной победы еще далеко: украинцам в ближайшие несколько дней еще понадобятся силы на то, чтобы продолжать свой мирный протест, а правительствам западных стран следует не ослаблять бдительность.
На выборах аккредитованы около 12 тысяч наблюдателей, так что скоро станет ясно, удалось ли провести сегодняшнее голосование без тех повсеместных подтасовок, которыми власти занимались во время последнего тура 21 ноября, чтобы посадить Виктора Януковича в президентское кресло. По опросам общественного мнения, Ющенко победит, если голосование будет честным. Он мог бы стать победителем и в первых двух турах; не став им, он стал героем сотен тысяч людей, вышедших на улицы в центре Киева и не уходивших оттуда, требуя пересмотра итогов мошеннических выборов. Оппонент Ющенко, выдвинутый коррумпированными бизнес-кланами и активно поддерживаемый президентом России Владимиром Путиным, уже не ведет себя так, будто заранее считает себя победителем, а, наоборот, туманно намекает на существование некоего западного заговора и угрожает после выборов инициировать протесты своей партии, которые могут плохо кончиться.
Пока опасность срыва демократических выборов еще остается, правительство Буша и его союзники в Европе должны заставить Путина держать данное им слово признать победу Ющенко, если она произойдет. Со своей стороны, Ющенко должен будет в этом случае быстро найти общий язык с русскоязычными избирателями в Восточной Украине, где позиции Януковича очень сильны. Ющенко поддерживал с Москвой хорошие отношения, когда сам был премьер-министром, и, если он хочет, чтобы украинская экономика развивалась, ему придется поддерживать их и впредь. Он хочет установить такие же близкие отношения с Западом, и президент Буш, так же как и лидеры стран Европы, должны быть готовы поддержать Украину и ее молодую демократию.
При этом уже сейчас власти некоторых европейских государств дают понять Ющенко, что его надежды на быструю интеграцию Украины в западные организации, такие, как НАТО и Европейский Союз, не так уж близки к исполнению. Открыто противостоять неоимпериалистическим устремлениям Путина, старающегося большую часть бывшего Советского Союза снова собрать под руку Москвы, ни Буш, ни другие лидеры западного мира не готовы.
Явная нерешительность Запада относительно событий, происходящих на Украине, подчеркивает всю абсурдность исходящих от Путина и его окружения попыток представить украинские выборы как продукт американского заговора или борьбу за геополитическое господство. Если Ющенко и может чем-то представлять опасность для президента России, то лишь тем, что у себя на родине он укрепит институты либеральной демократии, которые в России Путин без устали вырывает с корнем. А уж если Запад в чем-то виноват, так только в том, что делает правое и благородное дело - не дает погибнуть росткам демократии в гражданском обществе.
Политическая трансформация на Украине прошла бы гораздо спокойнее, не будь этого грубого вмешательства со стороны России. И сейчас совсем не обязательно Украина превратится в поле битвы между Западом и Востоком - если Россия сама того не захочет.