То, что Украина получила возможность проголосовать за свою свободу в дни Рождества, - стечение обстоятельств, лучше которого не могло и быть. Поскольку наше движение это триумф не толпы черни, а людей, испытывающих радость, триумф протеста, а не разбоя, триумф четкой цели, а не смуты. Поэтому с этого момента в привычках тех, кто правит Украиной, появляется нечто новое: уважение к каждому отдельно взятому человеку, что является важнейшим препятствием для злоупотребления властью.
Ничто не в состоянии умалить то, что стояло на кону на улицах Киева в прошедшие недели, - и победу. У людей Украины, благодаря мужеству и решительности, появилось вновь уважение к самим себе. У них есть все основания для гордости. Вера в себя тех, кем управляют, и обдуманные действия управителей: это психологические источники демократии и настоящей свободы, и их на нашей родине больше никогда не заставят идти снова в неверном направлении.
Замешательство
Никто не сомневался в том, что Украина за двенадцать лет своей независимости сильно изменилась. Однако под прицелом орудий никто, даже те смелые мужчины и женщины, сотнями тысяч располагавшиеся лагерем на снегу перед украинским парламентом, не мог с уверенностью сказать, были ли эти изменения вырваны украинцами у страха и апатии. Успех этого сопротивления показывает силу той идеи, которая привела в замешательство уходящего президента Леонида Кучму и его соратников: идеи того, что демократия - это значит брать ответственность за свою судьбу в свои собственные руки.
Режим определенно ждал, что собравшиеся люди, протестовавшие против сфальсифицированных выборов 21 ноября, проявят безразличие и разойдутся. Они этого не сделали. Это заставило режим делать выбор между применением силы с целью подавления растущего сопротивления и минимизацией ущерба. Громадная армия добровольцев-демократов, отказавшаяся уйти с улиц и площадей Киева, вынудила старых людей нашей страны вернуться в прошлое.
Это непреходящий прорыв. На протяжении семидесяти циничных лет и сотен лет до этого все делалось от имени украинцев без нашего согласия. Коррумпированные режимы путем запугивания и подкупа добивались лояльности со стороны бюрократии, милиции и вооруженных сил. Газеты, радио и телевидение были нашпигованы ложью. Громадное состояние режима Кучмы, - украденное у простых украинцев, - заставляло думать, что господство гангстеров и мошенников будет вечным.
Однако теперь украинцы своим согласием подписались под демократией и открытым обществом. С этого момента решающее значение будет иметь сила идей, а не оружия. Карл Маркс (Karl Marx), жуликоватый виновник столь многих бед Украины, по крайней мере, на этот раз оказался прав: 'Речь идет о том, - сказал он, имея в виду наш мир, - чтобы изменить его'.
Наше движение вышло, естественно, из оппозиции: оппозиция - против коррупции, оппозиция - против отказа от нашей национальной независимости, оппозиция - против господства кулачного права. Положительная сторона оппозиции - ее прозрачность; украинцы поняли против кого мы выступали и встали на нашу сторону.
Теперь мы должны возглавить страну, где благодаря циничным уловкам и наполненной ненавистью риторике дискредитировавшего себя режима некоторые группы общества отвергают демократию, которую мы хотим установить. Но на Украине нет общественных групп, являющихся нашими врагами, или групп, которые мы таковыми считаем. Поскольку никому нет необходимости напоминать нам, что должно быть важнейшим приоритетом Украины. Мы его провозглашали в нашей стране со всех трибун: ликвидация коррупции и злоупотребления властью в своих личных интересах и в интересах приверженцев. Это завет, высеченный на наших сердцах.
Поэтому нашей первой задачей является проведение реформы в области права и юстиции, и тут мы черпаем надежду, видя мужество Верховного суда Украины. Он, отменив результаты украденных выборов 21 ноября, обеспечил поддержание законности и свобод перед лицом режима, который был решительно настроен на то, чтобы отбросить их в сторону. Мы при этом устоим перед искушением мести. Поскольку это привело бы к деморализации и к новому расколу.
Мы будем править, исходя из национальных интересов, а не в угоду избранным группам или кланам; мы будем применять закон в равной мере и к нашим сторонникам, и к нашим противникам. Мы будем руководствоваться принципами правового государства и будем привержены им и духу нормальной демократии, который наполняет их жизнью.
Цинизм
Разумеется, остаются громадные проблемы. Первая из них состоит в том, чтобы восстановить единство страны. Да, на Украине есть люди, говорящие по-украински и по-русски; да, есть православные и католики. Эти разногласия использовались с таким же цинизмом, как это делали Слободан Милошевич (Slobodan Milosevic) и Франьо Туджман (Franjo Tudjman) в бывшей Югославии с тем, чтобы натравливать друг против друга сербов, хорватов и боснийцев.
Украинцы с ужасом и гневом гонят от себя мысль о расколе страны. В единстве нашей страны нет ничего искусственного. Мы едины как народ, едины в своей общей, полной страданиями истории. И теперь, когда мы заложили фундамент настоящей демократии, наш дом уже никто не расколет. Обладая нашими свободами, мы добьемся обновления и нашего единства. Мы произведем обновление Украины.
________________________________________________________
Спецархив ИноСМИ.Ru:
Юлия Тимошенко: "Битва за Украину" ("ABC", Испания)
("The Guardian", Великобритания)
Украина: Леди Ю ("Freitag", Германия)
Юлия Тимошенко: Украина должна стать членом ЕС ("Het Financieele Dagblad", Голландия)
Юлия Тимошенко: Конституция Украины хороша как есть ("The Financial Times", Великобритания)