Марк Крамер является директором программы исследования холодной войны Гарвардского университета и старшим научным сотрудником университетского центра Дэйвиса по российским и евразийским исследованиям
Двадцать пять лет назад, накануне Рождества, советские войска вошли в Афганистан с целью восстановления в этой стране порядка в течение нескольких месяцев. Через девять лет они вышли оттуда среди продолжавшегося насилия. После их ухода разразилась гражданская война и к власти пришел Талибан, предоставивший убежище Аль-Каиде.
Критики американских военных усилий в Ираке часто приводят в качестве примера советский опыт в Афганистане как свидетельство того, что использование иностранных войск для подавления повстанцев всегда обречено на провал. Однако данный пример вводит в заблуждение, поскольку советско-афганская война зачастую описывается крайне неточно.
Когда советские войска вторглись в Афганистан, они вначале не могли обеспечить защиту своих путей подвоза и коммуникаций. Однако советские командиры быстро исправили ошибки и ввели в страну войска получше, включая вертолетные части, летчики которых были подготовлены к войне в горной местности. С середины 80-х годов афганские партизаны не смогли захватить ни одного крупного советского объекта, не смогли серьезно помешать развертыванию и перемещению крупных советских сил.
Когда с середины 1983 года советские генералы перешли к противоповстанческим действиям с использованием тактики выжженной земли, их военные успехи против партизан намного выросли. В течение следующих нескольких лет Советы расширили свой контроль над Афганистаном, нанеся значительные потери повстанцам и мирному населению. Если бы не мощнейшая военная помощь, оказанная афганским повстанцам Соединенными Штатами, Саудовской Аравией, Китаем и Пакистаном (а она включала оружие, обучение и материалы), советские войска одержали бы полную победу.
Даже имея всю эту военную помощь, поступавшую извне, афганские повстанцы зачастую оказывались беспомощными перед советской военной машиной. Особенно эффективными были рейды советских десантников и удары вертолетных подразделений. В конце 1985 и в 1986 году отряды повстанцев понесли тяжелые потери в долине Кунар и в провинции Пактия и уступили большие участки стратегически важной местности. Ранее малоэффективная армия просоветского режима в Кабуле оказывала ценную поддержку, проводя мощные артиллерийские обстрелы и наступления с применением бронетанковой техники. Один известный западный военный эксперт, проведший скрупулезный анализ военных действий советских войск в середине 1987 года, пришел к выводу, что они оказались 'крайне эффективными и разрушительными в борьбе против афганского сопротивления', что на указанный момент они 'одерживали в Афганистане верх' и 'были близки к тому, чтобы сокрушить сопротивление'.
Заявление, сделанное в 1988 году тогдашним советским президентом Михаилом Горбачевым о том, что в течение года советские войска будут выведены из Афганистана, было политико-дипломатическим, а не военным решением. 'Кровоточащая рана', о которой говорил Горбачев, была главным образом не советской, а афганской. В течение девяти лет войны были убиты или покалечены более 2,5 миллионов афганцев (в основном гражданские лица), еще несколько миллионов оказались в рядах беженцев, многие из которых покинули страну. Для сравнения, потери советских войск убитыми составили 14 453 человек, то есть в среднем в год погибала 1 600 человек. Конечно, это большое количество, но такие потери для Советской Армии, насчитывавшей более 4 миллионов человек, были незначительны.
Когда последние советские военные в феврале 1989 года уходили из Афганистана, обстановка там складывалась в целом в пользу Москвы, отчасти из-за того, что советские военно-воздушные силы проводили постоянные бомбовые налеты в целях прикрытия вывода. Лояльный СССР кабульский режим, который возглавлял президент Наджибулла, оставался у власти еще три года. Такая стойкость режима демонстрировала большой успех советской военной машины. Только после того, как пал Советский Союз и новое российское правительство прекратило военную помощь Афганистану, пал и режим Наджибуллы.
Какое отношение имеет советско-афганская война к американским военным операциям в Ираке? Почти никакого. Советские войска вторглись в Афганистан и оккупировали его не для того, чтобы изгнать жестокого диктатора или обеспечить проведение демократических выборов. Они просто хотели установить в Кабуле дружественный коммунистический режим. Общая численность советских войск в этой стране не превышала 120 000 человек, однако они со временем нанесли огромный ущерб всей стране.
Недостатки в подготовке войск и в вооружении препятствовали советским военным успехам. В отличие от них американские солдаты в Ираке гораздо лучше обучены, оснащены и мотивированы, чем в свое время их коллеги в Афганистане.
Основное значение советско-афганской войны для американской кампании в Ираке может носить оперативный характер. Советский опыт показал огромную важность разведки в ведении противоповстанческих действий. Именно этого американцам по-прежнему не хватает в Ираке. Этот опыт наглядно продемонстрировал огромный потенциал боевых и транспортных вертолетов, которые могут наносить удары в глубине обороны противника. Он подтвердил ценность небольших, мобильных и хорошо вооруженных подразделений специального назначения, способных наносить быстрые удары.
Что самое важное, советский военный опыт продемонстрировал, что афганские повстанцы не были непобедимы, и что в ходе хорошо спланированных противоповстанческих операций противнику можно наносить большой ущерб и сеять среди него панику.
Оглядываясь назад на историю 25-летней давности, многие наблюдатели испытывают искушение заявить, что советские военные усилия в Афганистане были безнадежны с самого начала. Но если мы не хотим извлекать ложные уроки для нынешней американской политики в Ираке, для нас важна точная оценка советского военного опыта в Афганистане.