После многообещающего начала матушку Россию сковала политическая зима. Состоявшаяся на прошлой неделе закулисная принудительная распродажа части активов российского нефтяного гиганта 'ЮКОС' (стоимость фирмы оценивается в 40 миллиардов долларов) по стартовой цене в 9,6 миллиардов, стала лишь последним по времени подтверждением этого факта.
В конце концов, сползание России во тьму 'мягкого авторитаризма' началось не вчера - достаточно вспомнить о подавлении Владимиром Путиным свободы СМИ, сосредоточении политической власти в руках президента, вмешательстве в дела других стран и отходе от принципов свободы предпринимательства. Ситуация ухудшилась настолько, что организации, анализирующие состояние демократии в мире, в своих ежегодных обзорах понизили политический рейтинг России до 'несвободной страны' ('Freedom House'), а экономический - до 'в основном несвободной' ('Heritage Foundation').
Однако, если приглядеться повнимательнее к процессу демонтажа 'ЮКОСа' (занимавшего 21 место среди энергетических компаний мира: его ежедневная добыча некогда составляла почти 2 миллиона баррелей нефти), можно узнать много полезного о методах управления 'царя Влада' после его избрания главой государства в 2000 г.
'Дело 'ЮКОСа'' началось в октябре 2003 г., когда глава компании Михаил Ходорковский был арестован и помещен за решетку по обвинениям в мошенничестве и уклонении от налогов. Как утверждает Кремль, 'ЮКОС' - корпорация 'западного типа', среди инвесторов которой есть американцы - задолжала налоговых недоимок на 28 миллиардов долларов. Однако постигшие г-на Ходорковского беды связаны не с его предполагаемыми экономическими преступлениями. Речь идет о борьбе Путина с потенциально более популярным политическим соперником.
Ходоркоский - молодой миллиардер и яркая личность - вызвал гнев Путина тем, что финансировал политиков и партии, воплощавших его программу в Государственной думе. Царю Владу было необходимо как-то обуздать растущее влияние российских нуворишей - 'олигархов'.
Кроме того, 'дело 'ЮКОСа'' представляет собой попытку Путина восстановить контроль государства над экономикой. Олигархи сколотили миллиарды в начале и середине девяностых - на 'пожарной распродаже' российских государственных активов, в том числе нефтяных.
На прошлой неделе мы увидели нечто прямо противоположное - в ходе аукциона с ограниченным числом участников добывающий филиал 'ЮКОСа' - 'Юганскнефтегаз' - приобрела российская подставная фирма 'Байкалфинансгруп'. А еще через несколько дней саму 'Байкалфинансгруп' поглотила государственная нефтяная компания 'Роснефть'. В данный момент ожидается, что в феврале произойдет слияние государственного газового монополиста - 'Газпрома' - с 'Роснефтью'. По добыче газа Россия занимает первое место в мире, а по добыче нефти - второе. 'Газпром' же уже является третьей по величине топливно-энергетической корпорацией мира - после 'Aramco' из Саудовской Аравии и иранской 'National Iranian Oil'.
К сожалению, остается непонятным, является ли продажа добывающего предприятия 'ЮКОСа' завершением - или только началом кампании Путина, призванной вырвать стратегические активы России из рук олигархов. Дело не только в том, что Кремлю, несомненно, хотелось бы, чтобы доходы от российских природных ресурсов поступали непосредственно в госказну. Высокие цены на энергоносители стали для России альтернативой подлинного экономического роста, лишая власти необходимости проводить реформы.
Последствия этих событий далеко не ограничиваются пределами самой России. Фактически непосредственный контроль Кремля над нефтегазовыми ресурсами страны позволит Путину использовать поставки энергоносителей как мощную внешнеполитическую 'дубинку' против евразийских соседей России, остро нуждающихся в топливе.
Неудивительно, что в ходе недавнего визита Путина в Германию канцлер Герхард Шредер расточал ему улыбки и отказался комментировать 'дело 'ЮКОСа''. Берлин знает, насколько важны для него стабильные поставки российских энергоносителей, особенно природного газа.
В годы Холодной войны сверхдержавой Россию сделали вооружения: сегодня ключевую роль приобретают энергоносители. Нефть и газ поддерживают российскую экономику, позволяют властями финансировать административные расходы и национальную оборону, и служат 'реактивным ускорителем' влияния Москвы.
В рамках 'примирительного' турне по Европе в конце февраля президент Буш проведет с Путиным встречу на высшем уровне в Словакии. Буш должен четко сказать Путину: Америке небезразлично состояние политических и экономических свобод, а также законности в России. Однако ему следует проявлять осторожность. Из-за кремлевского контроля над СМИ популярность Путина достигла невероятного уровня; кроме того, за сценой ждут своего часа другие политики-националисты. Не стоит забывать и о том, что Россия - один из ключевых игроков на международной арене: нам совершенно ни к чему противостояние с Москвой, способной куда больше, чем сейчас, вредить интересам США.
Охлаждение в российско-американских отношениях может: а) толкнуть Россию в объятия Китая; б) привести к продолжению помощи Ирану в его программе по созданию ядерного оружия; в) подорвать сотрудничество в борьбе с терроризмом; или г) вызвать оппозицию России в Совете безопасности ООН действиям США по таким направлениям, как иракское и северокорейское.
После встречи с Путиным в 2001 г. президент Буш заявил, что заглянул российскому президенту в душу и понял, что тот - человек прямой и заслуживающий доверия. Допустим, но это было тогда, а теперь время другое. Последние политические и экономические тенденции в России вызывают реальное беспокойство. Президент должен воспользоваться предстоящей встречей, чтобы вновь заглянуть Путину в душу и спросить себя, кого он видит: друга или врага, 'самодержца' или демократа?
Питер Брукс - старший научный сотрудник 'Heritage Foundation'