В среду поздно вечером государственная нефтяная компания 'Роснефть' объявила, что приобрела основное добывающее предприятие 'Юкоса' у победителя состоявшегося в воскресенье аукциона по 'Юганскнефтегазу'. Можно сказать, что приобретение 'Роснефтью' 'Юганскнефтегаза' у мало кому известной компании 'Байкалфинансгруп' ставит точку в деле 'Юкоса'. Главные акционеры 'Юкоса' обратятся в международные суды с тем, чтобы оспорить приобретение 'Роснефтью' 'Юганскнефтегаза'. А Кремль тем временем создаст одну из крупнейших энергетических компаний в мире.
Длящееся почти полтора года дело 'Юкоса' подходит к концу. Крупнейшей в России частной нефтяной компании, подвергавшейся беспрестанным нападкам властей, были предъявлены умопомрачительные иски по налоговым недоимкам, достигающие 28 млрд. долларов, и в результате теперь она почти полностью разрушена. Руководство компании, в частности ее бывший глава Михаил Ходорковский, предстало перед судом по обвинению в мошенничестве и уклонении от уплаты налогов. А поскольку 'Юкос' оказался не в состоянии погасить налоговую задолженность, власти лишили компанию ее основной добывающей единицы - 'Юганскнефтегаза', которая была выставлена на продажу. Проданный на состоявшемся в минувшее воскресенье аукционе за 9,4 млрд. долларов никому неизвестной российской компании, 'Юганскнефтегаз' был затем перепродан во вторник принадлежащей государству нефтяной компании 'Роснефть' за сумму, размер которой оглашен не был.
После воскресного аукциона судьба 'Юганскнефтегаза' оказалась в центре всеобщего внимания. Многие считали, что тендер на приобретение главного добывающего актива 'Юкоса' выиграет 'Газпром', однако газовый концерн не выставил своего предложения на торгах, возможно, из-за опасений, связанных с запретом на подобные сделки, наложенным судом в Хьюстоне на прошлой неделе, куда руководство 'Юкоса' обратилось с заявлением о реорганизации в соответствии с американским законодательством о банкротстве. Поскольку 'Газпром' временно выбыл из игры, власти в спешном порядке привели в действие 'план Б'.
Этот план вызвал шок, смятение и неопределенность. 'Байкалфинансгруп' - компания 'почтовый ящик' - не ведущая операций и не имеющая внятного юридического адреса, победила на торгах по продаже 'Юганскнефтегаза'. Каким образом 'Байкалфинансгруп' смогла изыскать средства, чтобы заплатить залог в размере 1,7 млрд. долларов, необходимый для участия в аукционе, остается загадкой. Ходят слухи, что залог за 'Байкалфинансгруп' внес стоящий за этой компанией нефтяной гигант 'Сургутнефтегаз'. Не исключено, что все расходы 'Байкалфинансгруп' по участию в проводимом тендере мог оплатить 'Газпром', а также некоторые принадлежащие государству банки.
Можно сказать, что заявление 'Роснефти' о приобретении 'Юганскнефтегаза' за сумму, которая названа не была, ознаменовало собой конец дела 'Юкоса'. Когда 'Юганскнефтегаз' войдет в число активов 'Роснефти', эта компания станет второй по величине после 'Лукойла' нефтедобывающей корпорацией в России с ежесуточным объемом добычи равным 1,4 - 1,6 млн. баррелей. Уровень добычи крупнейшей в мире нефтяной компании Exxon составляет 2,5 млн. баррелей в сутки, а французский нефтяной гигант Total в сутки добывает около 1,6 млн. баррелей.
Находящаяся в собственности государства, но предназначенная для присоединения к также государственному газовому концерну ОАО 'Газпром', НК 'Роснефть' выполнила одну из главных задач, которую поставило при Владимире Путине российское государство: создать крупнейшую государственную энергетическую компанию. Основными составными частями этого плана выступают 'Газпром', 'Роснефть' и 'Юганскнефтегаз'. Другие российские нефтяные активы, как ожидается, дополнят этих трех крупнейших участников энергетического рынка.
Работающие на рынке аналитики и инвесторы с учетом всех обстоятельств в целом приветствовали приобретение 'Роснефтью' 'Юганскнефтегаза'. Поскольку 'Байкалфинансгруп' являлась никому неизвестной компанией, появились опасения, что близкие к Кремлю люди использовали государственные средства для приобретения 'Юганскнефтегаза' в целях личного обогащения. Другими словами, возникли серьезные опасения, что власти могли использовать государственные ресурсы для сведения счетов с кучкой нынешних олигархов, что в свою очередь приведет лишь к возникновению когорты новых, близких к властям олигархов.
Теперь стало ясно, что будет дальше. Влившаяся в 'Газпром' 'Роснефть' сконцентрирует все свои усилия на освоение более крупной компании 'Юганскнефтегаз'. 'Роснефть', оцениваемая не более чем в 8,5 млрд. долларов при долге, составляющем 2 млрд. долларов, будет вынуждена обратиться к внешним источникам заимствования для того, чтобы оплатить всю причитающуюся сумму за приобретение компанией 'Байкалфинансгруп' 'Юганскнефтегаза'. Подобную помощь ей, по всей видимости, смогут оказать 'Газпром', а также ряд государственных банков.
Приобретение 'Роснефтью' 'Юганскнефтегаза' проливает свет и на то, как власти использовали налоговое законодательство для создания энергетической империи. Являясь государственной компанией, 'Роснефть' должна будет уплатить 9,4 млрд. долларов за 'Юганскнефтегаз', а также взять на себя погашение налоговой задолженности 'Юганскнефтегаза', составляющей 4,6 млрд. долларов. Простой математический подсчет показывает, что с точки зрения взимания налоговых недоимок, госбюджет оказывается в чистом проигрыше.
Руководство 'Юкоса' заявило, что оно продолжит в судах свою борьбу против того, что оно называет противозаконным развалом компании. Используя суды иностранных государств, нынешнее руководство 'Юкоса' грозится сделать все от нее зависящее, чтобы превратить задуманную российскими властями энергетическую империю в международного изгоя. Задача непростая. Дело в том, что 'Юкос' как компания была разрушена в России действиями российских же судов, что ставит российские власти в независимое положение по отношению к любым решениям, принимаемых в большинстве иностранных судов.
Как бы там ни было, но юкосовская сага подошла к своему завершению. Вся эта история с 'Юкосом', часто изображаемая как сведение личных счетов с Михаилом Ходорковским за то, что он возымел политические амбиции и решил перейти в оппозицию к Владимиру Путину, на самом же деле сводится к двум простым вещам: нефти и тому, кто ее владеет. Единственным серьезным политическим аспектом в деле 'Юкоса' выступает политическое решение российских властей установить свой контроль над энергетическим сектором экономики. Принятое в свое время политическое решение ныне обрело реальные черты.
Надо думать, что Ходорковский сейчас испытывает нечто вроде злорадного торжества. Власти захватили большую часть собственности 'Юкоса' точно таким же способом, как он со своими партнерами в свое время создавал 'Юкос' - и те и другие просто-напросто украли у России ее нефтяные богатства.