Он уже стал чемпионом в тяжелом весе, но сейчас у него еще более важные задачи, пишет Брайан Дуган (Brian Doogan) с Украины
Как будто открывая большой секрет, Виталий Кличко нагибается к моему сиденью в носовом салоне частного самолета и придвигается ближе.
- Когда мы приземлимся, держись рядом со мной. Все будет нормально, если мы не будем расходиться.
Мы летим в Запорожье, главный город в красно-большевистском промышленном районе на юге Украины. Сюда по личной просьбе лидера украинской прозападной оппозиции Виктора Ющенко летит вместе с делегацией его ближайших политических соратников чемпион мира в тяжелом весе Виталий Кличко, самый политически активный боксер-чемпион после Мухаммеда Али и пользующийся такой же горячей народной любовью, как старый чемпион. Они намерены донести голос украинской 'революции апельсинов' сюда, в сердце враждебной территории, так что, хотя никто не унывает заранее, настроение у всех тревожное.
- Конечно, опасность есть, - соглашается Кличко. - Сейчас вообще очень опасное время. Чтобы понять, что рискуешь, достаточно посмотреть на лицо Ющенко.
Вечером предыдущего дня на Майдане Незалежности (площади независимости) в центре Киева Кличко стоял плечом к плечу перед 250-тысячной толпой народа. Он говорил сразу после Ющенко и позавидовал храбрости тех, кто вышел на улицы, 'чтобы протестовать против козней лжецов (которых возглавлял премьер-министр Виктор Янукович)' после того, как Янукович предпринял попытку украсть у Ющенко победу на президентских выборах в ноябре, 'сфальсифицировав результаты'. Однако его остановила 'воля народа, выраженная мирно, но сильно и решительно'.
- Наше будущее, наша жизнь изменится 26 декабря, когда страна снова пойдет на выборы. Это наша борьба за демократию, за то, чтобы наша страна стала по-настоящему демократической, и за то, чтобы нашим президентом стал Виктор Ющенко, - заключил Кличко.
На лице Ющенко видны ужасные шрамы, полученные им в этой борьбе. Кличко по секрету сообщает, что, после того, как в сентябре его отравили, 'врачи сказали ему, что ему - конец'. Многие подозревают в организации этого отравления его политических противников или даже Кремль.
- Сначала многие не верили, что это действительно отравление, но на прошлой неделе это подтвердилось, когда он сдал анализы в Вене. Специалисты сказали, что концентрация диоксина в его теле в тысячу раз превышает норму для взрослого человека. Он сильный, иначе не выжил бы. Конечно, следы этого отравления останутся на его лице и теле еще долго, но с каждым днем ему становится все лучше и лучше, и вчера вечером он мне сказал, что врачи говорят - беспокоиться больше не о чем.
- Но пугает то, что такие вещи вообще могут случаться. Они показывают, что в игре, где на кону стоят миллиарды долларов, человеческая жизнь не так уж дорого стоит.
Решение о том, что Ющенко не поедет на юг, было принято в последнюю минуту, и это заставляет Кличко сделать самое тревожное заявление, почти сразу после которого самолет приземляется на небольшой аэродром невдалеке от Запорожья:
- Прошлым вечером я видел, как много его телохранителей рассматривали в бинокли здания напротив подиума. Они вправду боялись того, что там может быть снайпер. Видел оранжевые флаги, поднятые перед сценой? На самом деле их подняли на соответствующую высоту, чтобы не дать стрелку, если он там, прицелиться. Я знаю, говорить об этом неприятно, но такова реальность местной ситуации. Вот поэтому нам в нашей стране нужны перемены. На ринге люди бьются честно, а здесь та же драка, но грязнее. Иногда дерутся и совсем нечестными способами.
И на эту арену входит Виталий Кличко. Он в последний раз проходится по ключевым моментам своей речи с бывшим губернатором Запорожья Алексеем Кучеренко. На взлетной полосе стоят в ряд четыре машины, и небольшая группа сторонников Ющенко, не боясь мороза, стоит и ждет у трапа, скандируя 'Кли-чко! Кли-чко!', когда чемпион появляется на трапе. Они толпой сходятся к его машине, а он, спускаясь с трапа, приветствует их, каждым сантиметром своего двухметрового роста являя настоящую политическую силу. Он пожимает им руки, подписывает фотографии, смеется, шутит, но в конце концов охрана уводит его снова в машину, и колонна быстро уезжает с аэродрома.
Пресс-конференция начинается сразу же по прибытии Кличко в центральную гостиницу города. Первый же вопрос - не купил ли Ющенко его поддержку.
- Нельзя продать душу, и нельзя продать сердце, - отвечает чемпион. - Купить это денег не хватит.
Свои мотивы он подробно объясняет в обращении к народу:
- Выходя на бой против Дэнни Уильямса (Danny Williams), я повязал вокруг пояса оранжевый шарф, и моя победа посвящена вам, всем тем, кто, несмотря на холод, пришел этим вечером, чтобы выразить свои чувства. Я - не политик, я - спортсмен, но я не знаю в мире никого, кого не тронули бы события на Украине, и кого не задело бы глубокое желание нашего народа добиться перемен. Трудности, стоящие перед нами, касаются всех в украинском обществе, и я горжусь тем, что люди оказались такими активными, и что я сам тоже могу сыграть в этом свою роль.
Кличко говорит спокойно и уверенно, и никого из других ораторов не принимают с таким энтузиазмом. Да, Ющенко - их кандидат, но их чемпион - Кличко.
- Если бы случилось так, что Виталий поддержал бы Януковича, - говорит Кличко, - утверждает Кучеренко, - то выборы могли бы закончиться и по-другому. Его голос имеет влияние на очень многих людей на Украине.
Во время полета обратно в Киев настроение уже поспокойнее. Стюардесса разносит напитки и еду. Кличко поднимает в руке апельсин.
- Знаешь, жена Януковича сказала как-то, что в Киеве в апельсины ввели какие-то химикаты, из-за которых люди сошли с ума. Причем она серьезно это говорила, - он поднимает голос, - она говорила, что люди начинали балдеть от апельсинов. Ты этому веришь? А веришь, что могут быть люди, которые верят? Но что, если поверят? Что, если победит Янукович? Если он победит на выборах??? - тут он замолкает и смотрит на заснеженную равнину под крылом самолета, - мне становится страшно. . . страшно.
- Представьте, что у Дэвида Бекхэма или Уэйна Руни (Wayne Rooney) есть брат, и вы поймете, что такое для нас братья Кличко, - говорит Наташа Лисова, киевская журналистка, путешествующая вместе с братьями. - В мире спорта это уникальные личности. Два брата, одновременно успешные спортсмены и высокообразованные люди (и Виталий, и его младший брат Владимир защитили кандидатские диссертации в Киевском университете). Они представляют свою страну за рубежом с положительной стороны, они занимаются благотворительностью как в Киеве в собственном фонде, так и за рубежом под эгидой ЮНЕСКО. Всегда улыбаются, всегда дружелюбны - люди любят их и уважают. Они всегда прямы и открыты, и вообще хорошие ребята.
Когда они подходят на свою пресс-конференцию в международном комплексе 'Арена' в Киеве, такое впечатление, что это сцена из фильма 'Славные парни' (Goodfellas): оба брата в безукоризненных темных костюмах, окруженные четверкой телохранителей с миниатюрными наушниками.
- Добро пожаловать в Киев, - тепло говорит Виталий, протягивая руку, которая по размеру может поспорить с лопатой. Для человека, время которого стоит так дорого, он сегодня просто расточительствует, отвечая на вопросы журналистов на русском, украинском, английском и немецком языках. Справа от брата сидит Владимир, экс-чемпион мира по версии WBO, сейчас снова поднимающийся в мировой табели о рангах после сокрушительного поражения от не очень выдающегося Леймона Брюстера (Lamon Brewster). Они все делают вдвоем: у них и собственная компания K2 Promotions, и рекламируют пиво, одежду и драгоценности они только вдвоем.
В детстве они кочевали с места на место. Их отец Владимир - сегодня он генерал украинских ВВС - получал назначения в различные точки бывшего СССР. Виталий родился в Кыргызстане, Владимир - в Казахстане; семья Кличко повидала и военные городки при авиабазах в России, Литве, Чехословакии. 'И в других странах тоже - у нас было интересное детство, мы познакомились с разными народами и культурами. Думаю, именно поэтому мы сейчас можем ладить с самыми разными людьми - нам это приходилось делать всю жизнь', - рассказывает Виталий, когда ему наконец удается расслабиться в любимом японском ресторане в Киеве - городе, куда они переехали в подростковом возрасте.
Однако их детство прошло в бывшем СССР, они происходили из династии профессиональных военных: не только отец, но и дед был офицером, дослужившимся до высоких чинов. Поэтому в семье Кличко господствовала официальная советская идеология. 'Конечно, у нас были промыты мозги. Сейчас, оглядываясь назад, это иначе не назовешь - нам промывали мозги, чтобы мы восприняли советскую идеологию, чтобы мы плохо относились к американцам. Они - сумасшедшие, которые хотят убить хороших советских людей и захватить мир. Так нам говорили, и мы этому верили', - вспоминает Кличко.
Сегодня он вместе с женой Натальей, пятилетним сыном Егором и двухлетней дочерью Елизаветой живет в Беверли-хиллз. Второй их сын родится в будущем году. 'Детям говорили: будьте готовы отдать жизнь за Родину, потому что Родина отдает вам все самое лучшее. Так что вы должны быть готовы пожертвовать ради нее жизнью. Но у нас было и много хорошего. Стоило мне проснуться поутру и сказать 'Мама, папа, я хочу велосипед', и на следующий день он у меня уже был. Я брал уроки музыки - играл на аккордеоне.
Я научился фотографировать и стрелять из пистолета. Через много лет один мой друг из Гамбурга попросил поучаствовать вместе с ним в соревнованиях по стрельбе из пистолета - чемпионате Гамбурга. Я пришел, никому не рассказал о том, что отец еще в детстве научил меня стрелять, и удивил всех, заняв второе место. Так что в советском строе были и положительные стороны. К примеру, образование: отец всегда делал упор на образовании. Каждый день после школы я заходил в комнату к отцу, и рассказывал, какие получил отметки. Тогда мне это не нравилось, но теперь я понимаю, что это помогало мне стать образованным человеком, было полезно для развития моей личности - это помогло мне стать тем, кто я есть сегодня'.
Впервые способности Кличко к спортивным единоборствам проявились в ходе занятий кикбоксингом. В этом виде спорта он дважды стал чемпионом мира в тяжелом весе среди любителей, затем завоевал и трижды отстоял титул чемпиона мира по профессиональному кикбоксингу, и ушел непобежденным. Распад СССР открыл перед ним новые горизонты, и, в возрасте 19 лет, вдохновленный, среди прочего, примером Майка Тайсона (Mike Tyson), который тогда господствовал среди боксеров-тяжеловесов, он заинтересовался боксом. 'Однако опыт, полученный в кикбоксинге, остался с ним, и он выработал стиль, неудобный для соперников, - рассказывает его давний друг Игорь Кучеренко. - Кроме того, он человек умный, и многим занимался в жизни, и все это он приносит с собой на ринг. Там Виталия никому не перехитрить, это уж точно'.
'У братьев Кличко кишка тонка', - с упреком заметил Ларри Мерчант (Larry Merchant), ветеран-комментатор американского кабельного телеканала HBO, глядя как потрясенный Виталий, опустив голову, ссутулился на табурете, будучи не в состоянии встать после гонга к началу 10 раунда. Тем самым он отдал победу Крису Бирду (Chris Byrd) - не слишком опасному сопернику из Мичигана, настолько низкорослому, что он одно время выступал в средней весовой категории. Это обвинение до сих пор вызывает у Кличко ярость, стоит ему задуматься о смысле обидной фразы.
'Я - боксер, и у меня есть гордость, - говорит Кличко. - Сказать такое о боксере - все равно, что назвать его трусом. Вы ставите под вопрос его присутствие духа, его храбрость - мой дух, мою храбрость. А тогда, сидя на табурете, будучи не в состоянии продолжать бой, я не мог ответить на этот вопрос раз и навсегда. Так что - да, это мучило меня несколько лет, пока я не сумел окончательно все прояснить в самом важном бою из всех'.
Больше всего в пренебрежительном замечании Мерчанта Кличко обидело то, что тот не назвал причину, по которой он отказался от борьбы - порванное плечевое сухожилие, причинявшее ему такую боль, что у него темнело в глазах, когда он пытался хотя бы поднять руку. Травма была ликвидирована с помощью операции, но рана, нанесенная словами Мерчанта, продолжала кровоточить, пока у Кличко не появилась возможность бросить вызов Ленноксу Льюису (Lennox Lewis) - в то время признанному королю бокса в тяжелом весе. До этого его утешали слова, которые он услышал от старейшего из ныне живущих чемпионов мира в тяжелом весе. Макс Шмелинг (Max Schmeling), которому в сентябре этого года исполнилось 99 лет, хорошо понимал, какие муки испытывает Кличко. Он сам прошел через все это, оставшись в истории единственным королем-тяжеловесом, получившим чемпионский титул, несмотря на то, что он не смог встать с табурета после удара ниже пояса, полученного от Джека Шарки (Jack Sharkey) [бой состоялся в 1930 г. Шарки был дисквалифицирован, и победу присудили Шмелингу - прим. перев.]. 'Меня пригласили на встречу с ним - вместе с Владимиром - в его дом в окрестностях Холленштедта. Он знал, что мне пришлось пережить, и его слова помогли мне снова выйти на бой и показать всем кто я такой, чтобы ни у кого и мысли не возникло назвать меня трусом, - рассказывает Кличко. - Макс все знал о возникшей у меня ситуации, и сказал: 'Я знаю, тебе сейчас плохо, а упавшего каждый норовит пнуть. Но у меня в жизни была такая же ситуация, и я знаю: твое время придет'. Его время пришло, когда он стал первым, кому удалось победить Джо Луиса (Joe Louis), а мое - когда я дрался против Леннокса. После боя с Ленноксом никто не посмеет сказать, что мне не хватает смелости'.
В начале поединка Кличко удалось пробить защиту Льюиса, затем он выдержал сокрушительный натиск британца и вел по очкам, но, после шестого раунда судья прекратил бой из-за обильного кровотечения из порезов над его левым глазом. 'Если бы не эти порезы, я выиграл бы бой, - утверждает Кличко. - Леннокс очень устал. Но тот факт, что я выдержал этот поединок - этот бой в буквальном смысле слова - показал всем, что я - настоящий боец. Я дерусь до конца. Потом Леннокс ждал полгода, пока ему не пришлось принимать решение, хочет ли он еще раз драться со мной, поскольку WBC собирался лишить его чемпионского титула, а затем заявил, что уходит из спорта. Специалисты по боксу говорят, что это я 'отправил его в отставку'. Он не хотел выходить против меня еще раз. Это его решение. В нашем поединке я показал, из какого я теста. Я не считаю, что должен был что-то доказывать, но если это и так, то в тот вечер я доказал все, что нужно. Тот вечер стал для меня моментом изгнания призрака'.
Пару недель назад, присутствуя на матче, где Кличко разгромил уступающего ему по классу Дэнни Уильямса (Danny Williams), Льюис признал, что его так и подмывает вернуться для последнего боя - похоже этого соблазна не способен избежать ни один из бывших королей-тяжеловесов с их гигантскими амбициями. Кличко считает, что Льюиса раздирают противоречивые чувства, и в конце концов он может и не устоять перед искушением. 'Думаю, Леннокс еще не принял решение, - говорит он, тщательно взвешивая каждое слово. - Он обдумывает эту идею. Но если у него действительно серьезные намерения, мы об этом скоро узнаем. Его не было на ринге полтора года. Если он действительно хочет вернуться, ему нельзя терять времени'.
В поединке против Уильямса, которого он буквально измолотил за восемь раундов, Кличко продемонстрировал, что его уровень достаточно высок, чтобы какое-то время господствовать в виде спорта, находящегося в тяжелейшем упадке. История бокса в тяжелом весе вряд ли навечно сохранит имена чемпиона по формуле WBA Джона Руиса (John Ruiz), или Бирда, претендента на это звание по формуле IBF, или действующего чемпиона WBO Брюстера (Brewster), Но Кличко вполне мог бы использовать их как 'зарубки' на собственном поясе, чтобы укрепить свой статус в анналах этого вида спорта.
'Знаете что, меня на самом деле не волнует, какое наследие я после себя оставлю, что люди будут думать обо мне как о боксере через много лет, - настойчиво утверждает он. - Я знаю одно: я доказал, что на сегодняшний день я лучший, потому что владею чемпионским поясом, который до меня носили все великие чемпионы, начиная еще с Джина Танни (Gene Tunney). Кто следующий? Думаю, это будет Хасим Рахман (Hasim Rahman). Но сразиться с чемпионами других формул трудно, поскольку их контролирует Дон Кинг (Don King), а с ним непросто вести переговоры. Но в данный момент я просто не думаю о следующем бое'.
Конечно, ведь еще не выиграна важнейшая битва в истории его родины. Если бы не вмешательство спикера парламента Владимира Литвина, киевский Крещатик, возможно, был бы залит кровью. Именно эту улицу вплоть до Майдана незалежности, где на гигантских телеэкранах показывают многие прошлые поединки Кличко, объявили 'свободной территорией' участники 'оранжевой революции', разбившие там палаточный городок и днем поеживающиеся от холода у старых жаровен и костров. По ночам же они закутываются, как египетские мумии.
'Они уже готовы были применить оружие, но потом Литвин не убедил начальника полиции этого не делать, - сообщил Кличко после утренней встречи со спикером. - Все висело на волоске. Если бы пролилась кровь, вся эта революция пошла бы по неверному пути'.
В стране существуют глубочайшие экономические проблемы. 'Правила игры устанавливаются для горстки людей, - рассказывает Кличко. - Но подавляющее большинство народа, до 90%, ждет, когда их жизнь хоть в чем-то улучшится, однако ничего не меняется. Другие страны развиваются - возьмите хоть Польшу. А почему мы не можем? Здесь есть потенциал, чтобы сделать нашу страну великой. Сегодня мы не должны упустить момент'.
Ющенко тоже говорит о том, что страна находится на решающем этапе. И Кличко, по его словам, символ того, что страна способна достигнуть: 'Виталий - наш чемпион, символ нации. В это время нам особенно важно иметь чемпионов, сильных людей, на которых другие могли бы равняться. И боксер-чемпион вроде Виталия Кличко как раз является таким символом'.
Приближается полночь, когда Кличко выходит из машины и останавливается перед Михайловским собором. В 1930х гг. он был разрушен по приказу Сталина, но в 1998 братья Кличко и мэрия Киева выступили с инициативой его восстановления во всем прежнем величии. Кличко указывает на золоченую статую Архангела Михаила с мечом и щитом. 'Архангел Михаил - святой покровитель Киева, - объясняет он. - Сталин велел взорвать собор, но средства на его восстановление внесли все граждане страны'. По своему и сам Кличко вносит героический вклад в строительство новой Украины.