Свои цвета, желтый и голубой, Украина после победы на выборах Виктора Ющенко не изменит. Для руководства России государство, насчитывающее пятьдесят миллионов жителей, - одно из крупнейших на континенте - останется ближним зарубежьем, собственно, это не настоящая заграница. Для западных европейцев страна будет оставаться частью окраины Европы, - в сущности, частью не настоящей. Интересы крупных соседей на севере и на востоке остаются такими же, что и раньше: их определяют экономика, политика и история, и они в целом очень значительны. На Западе интерес может стать меньше, так как великий перелом теперь позади. Внутренняя динамика, демократический процесс остаются, таким образом, внутриукраинским делом под желто-голубым знаменем.
Но произошло нечто большее. То, что изменилось между вторым туром со сфальсифицированными результатами голосования и третьим, более честным туром, - урок иного колера. На передний план выступила сила, появление которой в постпереломный период не планировалось. Это сила народа. Ее символический цвет - оранжевый. Этот цвет потускнеет не так быстро. Прежде всего, в том случае, если чувствующий уверенность народ сможет не допустить, чтобы он стал партийным цветом блока Ющенко-Тимошенко.
Победивший Виктор и боевитая Юлия тоже являются представителями нового верхнего слоя, как и другой Виктор, проигравший на выборах Янукович, даже если этот верхний слой, что не имеет значения, представляет абсолютно разные силы. Но сознательные избиратели выбирали не просто между двумя фракциями реальной олигархии. Они дали победителям демократический наказ, и победители делают правильно, не забывая о нем в условиях неизбежности усилий, направленных на достижение компромисса и национального примирения.
Это новое качество во второй по размерам республике-преемнице Советского Союза, качество, означающее иное, чем путинизация России. Москва преследует технократическую цель формирования партий, парламентов, регионов, экономики и судебной системы, исходя из представлений президента. Многоцветным пока остается национальный флаг страны; общество становится одноцветным. В Киеве, и не только там, имеет место политическое и общественное многообразие. И не только, оно проявляется также через активность населения.
Это пугает некоторых технологов власти на Москва-реке. Им прекрасно живется в условиях, когда оппозиция находится в жалком состоянии, когда с ней можно практически больше не считаться. Выше их понимания то, что противоборствующие силы могут появиться и без того, чтобы за этим оказалась рука Запада. Некоторые комментарии, в которых с поспешностью допускается возможность подрывной деятельности враждебно настроенных иностранцев на следующих выборах - в 2008 году - сочинялись исходя из этого. Серьезнее то, сколь упорно советники Путина делали ставку на Януковича, предсказуемого человека, когда уже ставить было больше не на что. Потеря лица ужесточает линию.
Новое руководство украинского государства не сможет оставаться в стороне. Оно будет вынуждено балансировать на опасной высоте. Российско-украинские отношения будут оставаться особыми, уже по той причине, что в силу исторических процессов украинский Восток не только говорит по-русски, но и ориентируется на Россию. Языковая проблема отражает глубокий раскол. То, что оба кандидата прибегали в ходе публичных дебатов к идиомам (Ющенко аргументировал по-украински, Янукович - по-русски), не мешало понимать друг друга. Две части страны отличают друг от друга не язык, а исторические условия и экономические интересы различных олигархических групп.
Это действительно разлом, неподдающийся излечению. Сомнительное средство давления - отделение от Украины промышленного Донецкого бассейна - существует пока в фантазиях радикальных демагогов. Если они вопреки ожиданиям возьмут верх, то это могло бы иметь последствия не только для страны, но и для мировой политики: следствием были бы конфронтации скверного характера. Благоразумные люди в разных регионах понимают это столь же хорошо, как и те демократические силы, которые не превратились в кружки радикальных функционеров, и потому они будут искать компромисс.
Народ заявил, что он достиг совершеннолетия, оранжевый цвет - это символ; именно в Киеве, синтезировавшем все украинские течения и движения. То, что там произошло, без применения силы, внушает надежду. Реализация этой надежды является сейчас задачей Ющенко и людей, победивших вместе с ним.