При президенте Викторе Ющенко, который вчера одержал убедительную, но не абсолютную победу на выборах, заручившись поддержкой пятидесяти двух процентов избирателей, Украину ждут серьезные испытания. Вчерашние выборы положили конец периоду неопределенности, который возник после ноябрьских президентских выборов. Оранжевые революционеры, чьи выступления были быстро и умело организованы в Киеве в морозные дни после второго раунда выборов, торжествуют по поводу того, что перевыборы прошли без централизованно спланированных подтасовок и нечестных приемов, которые были отмечены в предыдущем раунде. Победителю второго раунда выборов Виктору Януковичу вряд ли удастся оспорить результаты нынешних выборов. Таким образом, Украина с ее населением в 48 миллионов человек стала второй после Грузии республикой бывшего Советского Союза, не считая государства Балтии, где выборы были признаны самыми честными и свободными за последние десять лет. Однако этому предшествовали массовые протесты, и потребовалось вмешательство международного сообщества, которое послало 12.000 наблюдателей для обеспечения проведения выборов.
Опасения возврата времен 'холодной войны', которые были слышны в разговорах о будущем этой страны, следует забыть как досадный эпизод. Однако некоторые моменты забыть будет не просто, например обвинения в адрес Соединенных Штатов в том, что они преследуют собственные интересы, поддерживая украинскую оппозицию, или открытое признание президентом Владимиром Путиным победы пророссийского политика г-на Януковича.
Оценка событий через призму прошлого породила немало нелепостей, как, например, утверждение, что, так как выборы на Украине никогда не были демократическими, то нечего делать из этого проблему и на этот раз. К счастью, г-н Путин успел занять более прагматичную позицию и выразил готовность признать победу другого кандидата. Г-н Ющенко, со своей стороны, пытается облегчить жизнь российскому президенту, в своих выступлениях называя Россию 'стратегическим партнером', подчеркивая права русскоязычного населения в промышленных регионах восточной Украины и православных верующих. Как ожидается, свой первый официальный визит в качестве президента г-н Ющенко нанесет в Россию, и это будет разумно.
Г-н Ющенко одержал достаточно убедительную победу для того, чтобы начать коренное реформирование ключевых институтов страны, хотя по новому закону его президентские полномочия несколько ограничены по сравнению с полномочиями его предшественника Леонида Кучмы, который, как сейчас говорят, олицетворяет собой коррупцию постсоветского периода. Новому президенту необходимо будет заручиться поддержкой в своих начинаниях разобщенного украинского парламента. Однако уже есть признаки того, что руководящие органы страны приходят к пониманию необходимости перемен. Возьмем, например, решение Верховного суда Украины о проведении повторных выборов или законы, ограничивающие применение заочного голосования, принятые после второго раунда президентских выборов.
Особенно трудно проводить реформы будет на востоке страны, где многие опасаются, что планируемые г-ном Ющенко экономические преобразования, которые подразумевают пересмотр некоторых итогов приватизации, будут означать потерю рабочих мест и доплат. В отношении огромной угледобывающей промышленности, которая не может составить конкуренцию производителям угля Польши и России, и где техника безопасности находится на низком уровне, г-ну Ющенко нужно будет действовать осторожно. С могущественными кланами или как их еще называют 'олигархами', которых будущий президент обвинял в сговоре с г-ном Кучмой, г-ну Ющенко, скорее всего, придется договориться.
Простых людей будут интересовать более земные, касающиеся их лично вопросы, а не вопросы геополитики и стратегии или взаимоотношений между Россией и Евросоюзом. ЕС следует больше помогать Украине, но его уже можно поздравить с тем, как он отреагировал на политический кризис и помог осуществить свободу выборов в этой стране, что является достойным завершением 14 лет независимости после распада Советского Союза. Однако не всех это устраивает. Президент Узбекистана Ислам Каримов предупредил, что не потерпит 'революций', наподобие тех, которые потрясли Украину и Грузию после выборов, единственными участниками которых были лояльные ему партии. То, что плохо для автократов и воинов 'холодной войны', - хорошо для демократов на Украине и повсюду за ее пределами.