Официальные органы России пока не озвучили свою позицию по поводу возможной победы Ющенко на президентских выборах на Украине. Наблюдатели видят наступление для Москвы трудного периода в двусторонних отношениях.
В России после ничем не ограниченной, оказавшейся, в конечном счете, контрпродуктивной поддержки одной из сторон в ходе первых двух туров голосования предположительная победа кандидата от оппозиции Ющенко в третьем туре вызвала настоящее похмелье. Официальные органы до вчерашнего вечера отказывались от каких-либо комментариев, в то время как после второго тура голосования президент Путин поздравлял сомнительного победителя Януковича лично, причем еще до объявления официальных результатов. В этом плане вчерашнее молчание можно вполне расценивать как холодность. Министр иностранных дел Лавров накануне голосования, конечно, в очередной раз изложил официальную позицию, согласно которой Москва сохранит нейтралитет и отнесется с уважением к воле украинского народа. Однако то же самое он и другие представители российского руководства говорили при случае и раньше, когда Москва делала очевидную ставку на Януковича.
В НАТО и в ЕС?
В то же время российские наблюдатели и аналитики в своем большинстве ожидают трудного периода в двусторонних отношениях с Киевом. Вячеслав Никонов из близкого к Кремлю Фонда 'Политика' подчеркивал наличие распространенных в России опасений по поводу того, что Украина при президенте Ющенко вскоре получит приглашение вступить в НАТО и с благодарностью его примет. Поэтому Никонов ожидает обострения вопроса с Черноморским флотом и с сотрудничеством в секторе, связанном с вооружениями. Киев может решить перезаключить договора о транзите природного газа. У Москвы, разумеется, есть сильные, прежде всего, экономические рычаги, однако экономическое благоразумие отходит в конфликте идеологий на второй план.
Победа Ющенко, конечно, не дает повода для оптимизма, заявил Сергей Караганов из мозгового центра - 'Совета по внешней и оборонной политике', - но она не является и основанием для паники. Он тоже ждет появления осложнений, во всяком случае, отступления в вопросах оформления двусторонних отношений, 'но не катастрофического'. Отношения усложняют не отношение самого Ющенко, а украинских элит, выступавших против российского вмешательства и поддержки одной из сторон. Караганов тоже ожидает, что последуют предложения со стороны НАТО и приглашение, по меньшей мере, формальное, от Европейского союза. Но в какой мере Украина окажется в состоянии сближаться с евроатлантическими структурами, зависит, не в последнюю очередь, от внутренней стабильности в стране, которая пока никак не гарантирована. Но Караганов подчеркивает также наличие общих интересов, которые связывают Россию, Украину и ЕС, прежде всего, в области снабжения энергоносителями. Поэтому 'газовая война' вряд ли будет.
Игорь Бунин из 'Центра политических технологий' представил предположительную победу Ющенко как ничем неприкрытое поражение Москвы. Основательно дезавуированы ее планы создания единого экономического пространства и зоны свободной торговли с Украиной и другими постсоветскими государствами. России, по его словам, придется строить с новой Украиной новые отношения. Бунин тоже ждет быстрого сближения Киева с НАТО. Несмотря на это, двусторонние отношения в политической области хуже, чем в бытность Кучмы, не будут, многое к тому же будет зависеть от последующих действий Москвы. В экономическом отношении Москва, собственно, должна приветствовать победу Ющенко, сказал Бунин, так как тот более открытый человек, чем Янукович, создавший значительные препятствия для российских компаний в плане доступа к приватизации украинских предприятий.
'Победа демократии'
Беспредельное ликование можно было, разумеется, наблюдать в кругах либералов. Бывший лидер Союза правых сил Немцов говорил о победе демократии и выразил надежду - очень оптимистичную, - что это окажет влияние на процессы в России. Популист правового толка, националист Жириновский как всегда шумел и говорил, что победу в Киеве одержал не Ющенко. Неприятное заключается в том, что так, видимо, думают многие россияне.