Финансы и международные отношения вошли в свою решающую фразу. За четыре дня до исторических выборов президента Украины, способных возвести новую берлинскую стену XXI-го века, министр финансов Франции Эрве Геймар (Herve Gaymard) предупредил о возможности 'экономической катастрофы' в том случае, если во время будущей встречи министров финансов Большой Семерки правительства США, стран Европы и Азии не скоординируют свои усилия по сдерживанию падения курса доллара по отношению к евро. ('The Financial Times', от 23.12.04).
Будь то падение доллара, или же ренационализация российского нефтяного концерна 'ЮКОС' и события на Украине, но напряженные отношения между мировыми державами достигли предела толерантности. Это привело к возникновению целой череды альянсов и контральянсов, среди которых особое место занимают весьма значимое сближение между Россией и Германией и параллельное охлаждение в отношениях между Россией и США вплоть до такой степени, что возникла необходимость запрограммировать новую встречу между главами обеих стран - Владимиром Путиным и Джорджем Бушем - в феврале наступающего года в Словакии.
Связанный с англосаксонскими нефтяными интересами аналитический центр 'Stratfor' (21.12.04) отозвался о недавней встрече между канцлером Германии Герхардом Шредером и российским царем Путиным как о широком обмене мнениями по интересующим вопросам - здесь и Чечня, затем Украина и, наконец, кандидатура Германии на постоянное членство в СБ ООН. По мнению аналитиков из 'Stratfor', германское 'молчание' по вопросу ренационализации 'ЮКОСа' равнозначно российской поддержке кандидатуры Германии на кресло в Совете Безопасности. Роль Германии же будет заключаться в сглаживании русофобства в Чечне и на Украине.
По замечанию российской 'Правды' (22.12.04), во время своего визита в Германию Путин 'расставил все точки над i' в касающихся 'ЮКОСа' и Чечни вопросах. После того, как оказался неприкрытым украинский фланг, российский царь, похоже, согласился на европейское посредничество (политического, военного и экономического характера) в разрешении кавказского конфликта.
По вопросу о ренационализации 'ЮКОСа', вызвавшей такое недовольство администрации Буша (и даже поспешное решение хьюстонского судьи о запрете продажи активов компании), Путин и Шредер договорились, что это исключительно 'внутренняя проблема России'. По поводу Украины лидеры обеих стран распространяться не стали, но при этом Путин заявил, что согласится на любой результат голосования. Однако привлекло внимание отношение Путина к обоим кандидатам на пост президента Украины как к людям, 'близким к президенту Кучме'. У нас еще будет время для раскрытия тайны, оставленной главой государства.
Складывалось впечатление, что Москва более склонна к тону европейского посредничества - в особенности, посредничества Берлина, - с которым у нее сложились прекрасные отношения, чем к тону Вашингтона с его политикой конфронтации по чеченскому и украинскому вопросам, а также по колючей теме ренационализации 'ЮКОСа'. Будь то словом, будь то делом, но Москва ужесточила свои позиции в отношении администрации Буша.
Агентство 'Интерфакс' (сообщение от 24.12.04) объявило об успешном испытательном пуске межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) пятого поколения "Тополь-М", дальность полета которой составляет более 10 тысяч километров. Зачем подобная поспешность? Как заявил наблюдавший за пуском министр обороны России Сергей Иванов, 'на длительную историческую перспективу, ядерный паритет с США будет сохранен', имея в виду не количество ядерных блоков и ракет, а качество этого вооружения. Кроме того, Иванов сказал, что в будущем году Россия начнет летные испытания морской ракеты 'Булава' с подлодки проекта 955 типа 'Борей'.
Некоторые аналитики отмечают, что в случае победы Ющенко, этот бывший председатель Центробанка Украины может передать контроль над проходящими по территории страны нефтепроводами в руки США или Европейского Союза, что станет сильным ударом по русскоговорящему населению южных и восточных районов. На кону стоит существование России 'как субъекта глобальной политики, потеря Украины означала бы, что завершилось существование России как супердержавы' ('Правда', 21.12.04).
Теперь становится объяснима суровость в голосе российского царя при обращении к различным вопросам. Путин сделал выпад в сторону покидающего свой пост президента Польши Александра Квасьневского, который в недавнем интервью журналу 'Polityka' практически встал на сторону бывшего советника по национальной безопасности президента Картера Збигнева Бжезинского, полагающего, что 'Украина без России - лучше России с Украиной'. Иными словами, Соединенные Штаты больше устраивает слабая Россия. С изрядной долей сарказма Путин предположил, что подобные заявления прощающегося со своим постом президента Польши объясняются тем, что он ищет работу в Вашингтоне - своего рода аллюзия на других проамериканских президентов (например, Аснара). '. . . если это читать как желание ограничить возможности России по развитию ее отношений со своими соседями, то это значит, что это стремление изолировать Российскую Федерацию'. При этом Путин хитроумно (до следующей встречи с Бушем осталось немногим более месяца) добавил, что он не думает, 'что в этом заключается смысл политики Соединенных Штатов', пообещав задать американскому президенту этот вопрос в Словении. Путин хлестко ответил Квасьневскому, что 'в самой Польше есть чем заниматься: там 20 процентов безработицы сегодня. . . и накоплен большой внешний долг'.
На ежегодной итоговой пресс-конференции были затронуты различные проблемы. Ричард Балмфорт (Richard Balmforth) ('The Indian Express', 24.12.04) сообщил, что российский лидер намеревается спросить у своего американского коллеги 'стремятся ли Соединенные Штаты изолировать Россию', а это выглядит несколько наивно. В отношении критики американскими СМИ российского авторитаризма Путин, не прикусив язык, отметил, что 'мы тоже не в восторге от всего того, что происходит в США'. И сразу задал острый вопрос, потрясший 600 журналистов: 'Вы что, считаете, что избирательная система США лишена всяких изъянов? Что, нужно напомнить, как проходили выборы, что ли, те или другие в Штатах?'. В Кремле замаячила тень фальсификации выборов в Огайо и Флориде, где не было недостатка в 'запугивании избирателей'. Путин сравнил обвинения в искажении результатов голосования на Украине с президентскими выборами в Афганистане, где победителем стал проамериканский кандидат Хамид Карзай (Hamid Karzai). Кроме того Путин безжалостно отозвался о предстоящем 'фарсе' выборов в Ираке: 'Как могут проводиться выборы в условиях стопроцентной оккупации территории страны зарубежными силами?'. ('The Washington Post', 24.12.04).
Здесь самым интересным оказывается то, что США, прикрывшие преступные махинации нефтяной компании 'Энрон' и аудиторской фирмы 'Arthur Andersen', устроившие фальсификацию выборов в Огайо и Флориде, а также имитацию голосования в Афганистане и оккупированном Ираке, пытавшие заключенных в Абу-Грейбе, сегодня присваивают себе универсальное право учить всех, как управлять компаниями и проводить выборы. Вершиной деятельности англосаксонских СМИ, хорошо проплаченных и, по-видимому, ратующих за капиталистическую клептократию (ярлык, навешанный британской газетой 'The Guardian') стала самоотверженная защита преступного олигарха Михаила Ходорковского, арест которого способствовал чрезмерному росту популярности Путина.
Не меньшей выглядит обеспокоенность Путина 'перманентными революциями', которые Вашингтон навязал Грузии и Украине. Несмотря на все размолвки, поражает, что российский лидер не только публично поддержал переизбрания Буша, но и отзывается о хозяине Белого Дома как о человеке 'порядочном и последовательном'.
Никто не хочет вступать в новую холодную войну и тем более смотреть как скрещиваются ядерные ножи между Москвой и Вашингтоном. И все же весьма ощутимо, что российский правитель, терзаемый проблемами со своими соседями и оскорбленный американскими СМИ из-за проводимой им домашней политики (начиная с переизбрания на второй срок и заканчивая делом 'ЮКОСа'), не хочет переходить Рубикон, а, напротив, настаивает на добрых отношениях с Бушем, установившихся в борьбе против международного терроризма. 'Соединенные Штаты - один из наших приоритетных партнеров. . . Я без преувеличения назвал бы наши отношения не просто партнерскими, а союзническими'.
Путин недавно встречался с Бушем во время недееспособного саммита АТЭС в Чили и вновь увидит его в феврале наступающего года в Словакии. К тому моменту оба уже будут знать результаты третьего тура выборов на Украине, которые могут дестабилизировать и Европу, и Россию, но при этом вынудить Путина отдалиться от США и приблизиться к Германии и Китаю.