Виктор Ющенко не нуждается в рекламных плакатах, его идея проще. Она светится.
Кто хочет на Украине принадлежать к команде победителей, тот носит в эти дне что-то оранжевое, цвет пробуждения. Оранжевый - это цвет радости жизни, энергии и динамичности. Каждый украинец, вышедший на улицу, понимает это. И более половины украинцев отдали в воскресенье свои голоса политику-реформатору, сказав свое "нет" нынешнему премьер-министру.
"Чтобы мобилизовать народ, важно иметь простую идею, с которой каждый может себя ассоциировать", - говорит Александр Демченко из студенческой организации "Пора". Как говорит Демченко, это и есть драматургия улицы.
Ему еще далеко до того, чтобы быть экспертом революций. Когда полтора года назад у студентов появилось предчувствие, что режим попытается сфальсифицировать выборы, они обратились за помощью к сербам, спросив у них рецепт успеха.
"Расскажите нам, как это делается!", - было написано в электронном послании, отправленном в бюро организации "Отпор". Белградцы два года готовили свержение Милошевича. Это была их заслуга, что 5 октября 2000 года сотни тысяч пошли на штурм югославского парламента. "Добрый вечер, освобожденная Сербия!", - приветствовал уже в тот же вечер сербский народ новый президент Воислав Коштуница. Одиннадцать лет диктатуры миновали.
Летом прошлого года белградец Александр Марич собрался в дорогу в направлении на восток, захватив собой в багаж документальные фильмы о сербской революции, маркетинговые технологии и планы действий гражданского неповиновения. "То, что украинцы при десятиградусном морозе недели стояли на улице - не наша заслуга. Мы передали им только ноу-хау, - говорит координатор "Отпора" Даниэла Ненадич, причем так быстро, что проглатывает слова. - В них был огонь для мирного сопротивления". Молодые активисты разбудили народ, повели за собой на мирный митинг и кормили людей из лоханей, полных пельменями.
Ненадич и ее коллега Ненад Джурджевич сидят в крошечном бюро белградского Центра мирного сопротивления, созданного на основе народного движения "Отпор". На одной стене висит разноцветный флаг ПАСЕ, на другой - портрет Мартина Лютера Кинга, произносящего речь у памятника Вашингтону перед морем собравшихся людей. "Даже революцию можно спланировать за маленьким письменным столом", - говорит Джурджевич, ухмыляясь.
Британская газета "Гардиан" назвала активистов "Отпора" сербскими "партизанами демократии", другие же назвали белградское мини-бюро академией "свергателей". "Мы лишь помогаем угнетенным людям воспользоваться своими демократическими правами, - говорит Ненадич. - Мы считаем это нашей моральной обязанностью".
Украина - не первая страна, которая с помощью сербов делает революцию по обкатанной схеме. Грузины тоже с ее помощью избавились от непопулярного президента Эдуарда Шеварднадзе. Причем мирно, в соответствии с принципом белградской организации. С розами в руках в прошлом году оппозиция двинулась к парламенту в Тбилиси. Шеварднадзе пришлось уйти. "Грузины использовали наш символ поднятого кулака, - говорит Джурджевич. - Его изобрел сербский студент факультета маркетинга в 1999 году". Грузинское движение студентов "Кмара" ("Довольно!") было так вдохновлено, что дополнительно к этому символу переняло также и направленный против Милошевича призыв "Gotov je" (Он готов).
"Все это большая маркетинговая стратегия", - говорит Даниэла Ненадич. Черный кулак на белом круге был расклеен по всей Сербии, на каждом электрощите. "Тем самым мы хотели сказать, что все очень просто. Это схема означает понятие друг-враг и выражает идею: сейчас все темное, а когда мы избавимся от Милошевича, то все будет светлым". После белградского обучения украинцы тоже создали дизайн своей идеи: пусть снова сияет солнце - так появился оранжевый цвет оппозиции.
Никто в "Отпоре" не сомневается в том, что победит Виктор Ющенко. И, кроме того, координатор Ненадич надеется, что молодые активисты будут и дальше участвовать в процессе демократизации. Пусть на Украине будет лучше, чем в Сербии, где президент Коштуница отказался от сотрудничества с активистами, хотя именно они посадили его в кресло главы государства. "Вам платили американцы, вы предали нашу страну", - сказал Коштуница после прихода к власти.
"Что же, мы должны были отказаться от помощи, только потому что она пришла из Америки?" - спрашивает Ненадич. Правительство США оказало поддержку операции "Милошевич" в размере 41 миллиона долларов. "Отпор" наняла на эти средства британское рекламное агентство "Saatchi & Saatchi", закупила мобильные телефоны, компьютеры. "Американцы никогда не спрашивали нас, на что мы тратим деньги", - говорит Ненадич. Единственной целью было свержение режима. Когда это было достигнуто, организация "Отпор" распалась. Во время сербских выборов в прошлом году бывшее студенческое движение выступило уже как партия, но она потерпела поражение, собрав лишь 1,6 процентов голосов.
"Сербия не является демократией", - говорит Джурджевич. "У нас нет свободного рынка, нет инвесторов, молодежь уезжает из страны. Мы топчемся на месте". Люди на белградских улицах от холода втягивают голову в плечи. Они идут вдоль серых бетонных зданий, дыхание их тоже серое, но у них живые жесты. Вот один широко размахивает в воздухе своими перчатками, группа девушек, смеясь, бегом перебегает белградскую улицу: скорее, сербские водители безжалостны. О том, что мафиозные структуры эпохи Милошевича еще живы, доказало убийство сербского премьер-министра Зорана Джинджича в 2003 году.
Теперь активисты "Отпора" надеются, что борьба их последователей на Украине будет более успешной, чем их собственная. Подтолкнет ли смена режима демократизацию страны? Виктор Ющенко не такое уж и новое лицо. В 90-е годы он возглавлял украинский Национальный банк, в 2000-2001 он был премьер-министром. Ющенко считается националистом. Сторонники действующего президента Леонида Кучмы подозревают, что он американская марионетка. Говорят, что американское правительство выделило на поддержку мирной революции 14 миллионов долларов. Координатор "Отпора" смеется. "Вы, журналисты, любите теории заговора! Деньги идут по совершенно открытым каналам". Они поступали от неправительственной организации "Freedom House", от "Национального демократического института" ( National Democratic Institute) и "Международного республиканского института" (International Republican Institute). Они тоже проводили обучение активистов "Отпора". "Американцы чувствуют в себе призвание помогать другим нациям прийти к демократии, и у них на это есть средства", - говорит Джурджевич. А "Отпор" понимает себя как консалтинговую фирму в деле демократизации.
Раздаются критические голоса, обвиняющие американцев в корыстных действиях. Они говорят, что американцы хотят использовать Украину как своего стратегического союзника, поэтому эта мировая держава поддерживает самостоятельность этой страны, получая выгоду также и за счет снижения влияния России. Что думают сербы, на чьей стороне они? За кого они? "Мы помогаем молодым людям, для которых нет будущего в своей стране, добиться свободы", - говорит Даниэла Ненадич. "Мы распространяем только общепринятые демократические ценности".
Недавно ее спросил один российский журналист, какую следующую страну она хочет освободить. Нет, она не планирует свержение Кастро. Но есть контакты с активистами, борющимися против коммунистического режима в Молдавии, где в январе будут проходить выборы, и в Белоруссии. На прошлой неделе там прошла мирная демонстрация за демократизацию, вдохновленная событиями на Украине. "Украина взяла первый барьер", - говорит лидер белорусской оппозиции Винцук Вечерка. "Мы будем следующими".