Зимой 1991 года распад советской империи казался таким быстрым, что в это чудо даже не верилось. Монстр, в течение семидесяти лет терроризировавший собственный народ и весь остальной мир, распался на куски, поставив вне закона бывшую правящую партию, и Украинская Советская Социалистическая Республика вышла, наконец - по крайней мере, на бумаге - из имперских объятий Кремля. И вот через тринадцать лет развод завершился полностью. Проигравшим остается только перестать кривляться и признать свое поражение, а Виктор Ющенко, новый президент Украины, должен, со своей стороны, сделать при этом как можно более хорошую мину.
Бурные демонстрации народной силы в Киеве, не прекращающиеся уже шесть недель, в слишком многих западных комментариях сводились просто к тому, что, дескать, люди сделали свой выбор между Востоком и Западом. Да, господин Ющенко действительно дал понять, что будет добиваться вступления своей страны в ЕС и НАТО; действительно, и он, и его сторонники открыто протестовали против наглого вмешательства России в предвыборный марафон, на финише которого первым явно должен был быть он. Но 'оранжевая революция' стала не столько реакцией на современные геополитические реалии, сколько нормальным этапом исторического процесса. 'Оранжевая революция' стала отложенным продолжением на украинской земле революции 'бархатной', с которой за два года до конца Советского Союза закончилось существование Чехословакии, и отсюда инстинктивное стремление Ющенко говорить со своими сторонниками, поздравлявшими его с победой, не о том будущем, которое предстоит построить, а о недавнем прошлом, которое уже было - когда Украина 'была независимой, но не была свободной'.
Независимость у Киева была, но за свою свободу еще необходимо было бороться, и внутренне для Ющенко самой важной задачей было защитить эту свободу от скатывания обратно в системную коррупцию, которой были прочно заклеймены коммунистическая эпоха и эра последовавшей за ней клептократии. Масштаб и трудность этой задачи нельзя недооценивать, но и для оптимизма есть все основания. Выборы в воскресенье стали поворотной точкой, после которой можно быть уверенным в том, что Украина пойдет по пути реформ, который десять лет назад уже избрали ее западные соседи, а не по пути изоляции, на котором стоит ее северный сосед Беларусь.
Примирить Россию с фактом, что Украина уже не та, что раньше, будет даже труднее, чем построить новую Украину, но для того, чтобы постараться это сделать, есть существенные основания практического и морального характера. Во-первых, Украина зависит от России на 90 процентов по нефти и практически на столько же по газу. В свою очередь, нефте- и газопроводы, по которым Россия экспортирует свои энергоносители в Европу, пересекают территорию Украины, но Россия свои рычаги влияния на Киев в виде закрытия кранов никогда не стеснялась использовать. Ющенко придется убедить президента Путина исключить из существующей взаимозависимости этот элемент политического шантажа и превратить ее в источник стабильности, а не раздора.
Во-вторых, теперь Путин наверняка будет использовать любой признак нехорошего обращения с этническим русским меньшинством в качестве предлога для провокаций и даже поддержки сепаратизма на востоке страны. Так что Ющенко придется продемонстрировать - быстро и убедительно - что он может быть гарантом прав русскоязычных украинцев. В демократическом украинском государстве не существует причин, по которым русский нельзя было бы сделать вторым официальным языком, и также вряд ли можно запрещать людям принимать двойное российско-украинское гражданство. У Ющенко сейчас есть историческая возможность показать России, что от расширения западного общества на Восток она много выиграет и ничего не проиграет, что доктрина навязывания опеки своему 'ближнему зарубежью' неверна и устарела. Сможет ли Ющенко убедить в этом Путина, или ему придется ждать его преемника - это уже другой вопрос.