Москва. Поглощение российского государственного нефтяного концерна "Роснефть" газовым монополистом "Газпром" может не состояться. И хотя Наблюдательный совет "Газпрома" на прошлой неделе решил к концу января завершить эту миллиардную сделку, юридические риски и борьба за власть в Кремле могут перечеркнуть план президента Владимира Путина по созданию крупнейшего энергетического концерна в мире.
Аналитики кредитного отдела инвестиционного банка "Dresdner Kleinwort Wasserstein" считают конец января "весьма оптимистической датой" для этой операции. "Затягивание или даже, в крайнем случае, отказ от покупки 'Роснефти' возможны, если правовые риски окажутся непреодолимыми". В то время как кредитный отдел банка имеет сомнения, отдел по работе с клиентами того же банка занимается тем, что продолжает готовить слияние "Газпрома" с "Роснефтью". Аналитики отдела оценивают стоимость "Роснефти" в 5,5 миллиардов долларов, а "Газпрома" - в 80 миллиардов.
Первоначальный план предусматривал, что государство передаст "Роснефть" "Газпрому" и тем самым консолидирует свой пакет акций "Газпрома". Пока непосредственно в руках государства находятся 38,37 процента акций газового концерна, а косвенно, через дочерние предприятия - еще 16,93 процента. Консолидация была бы особенно важна и для акционеров. Только в случае, если у государства будет 51 процент акций "Газпрома", оно готово либерализировать рынок акций. Пока что иностранные акционеры "Газпрома" дискриминируются как владельцы второго сорта. Им приходится довольствоваться американскими депозитарными расписками (ADR), и они не имеют права напрямую приобретать акции "Газпрома".
Но "Роснефть" - уже не та фирма, которая была еще несколько недель назад. Эта нефтяная компания увеличилась в 4 раза, после того как купила перед рождеством "Юганскнефтегаз", основное предприятие концерна "ЮКОС", на весьма подозрительном аукционе через подставную фирму. И теперь "Роснефть" может говорить о ежегодной добыче не 20 миллионов тонн нефти, а почти 75 миллионов. В то же время долг "Роснефти" составляет около 9 миллиардов долларов. Это означает, что ее оценка должна проводиться заново.
Первой причиной возможного срыва суперсделки - правовой риск. Если все же "Роснефть" будет интегрирована в "Газпром", газовый монополист пойдет на очень большой риск. "ЮКОС" объявил о целой волне исков в международных судах, взяв под прицел "Газпром". Первый предупредительный сигнал поступил от американского суда города Хьюстон (штат Техас), запретившего продажу "Юганскнефтегаза". В результате западные банки во главе с "Дойче Банк" отозвали свой кредит "Газпрому" в размере 10 миллиардов евро. Если же "Газпром" приобретет важнейшую составляющую собственности "ЮКОСа", он окажется перед угрозой требований о возмещении ущерба на миллиардные суммы. "Газпрому" станет труднее получать кредиты, а его поставки газа за границу могут быть конфискованы.
Вторая причина для возможного срыва - борьба за власть над нефтяными ресурсами за кулисами Кремля. На одной стороне стоит руководитель Наблюдательного совета "Газпрома" и глава кремлевской администрации Дмитрий Медведев, а также глава правления "Газпрома" Алексей Миллер. Они хотя превратить "Газпром" в "ведущий энергетический гигант 21-го века". Им противостоит глава Наблюдательного совета и заместитель руководителя президентской администрации Игорь Сечин, а также глава Правления "Роснефти" Сергей Богданчиков. "Эти силы хотят создать новую нефтяную империю Кремля, а не заползти под крышу "Газпрома", - говорит Владимир Милов, сотрудник московского Института энергетической политики. Оба этих лагеря стремятся к контролю над миллиардными доходами, поступающими от продажи нефти.