Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
То, что происходит с Европой после падения Берлинской стены, любопытным образом напоминает то, что американская дипломатия 1980-х годов называла 'стратегией домино'. В то время речь шла о ситуации в Юго-Восточной Азии, американцев одолевала навязчивая идея - если одна страна этой зоны окажется в руках коммунистов, то и весь регион постепенно перейдет в их руки. Побуждаемые этой мыслью, они начали интервенцию во Вьетнам, но ничто, даже хитрость Генри Киссинджера не смогло остановить это движение на всем индокитайском полуострове

То, что происходит с Европой после падения Берлинской стены, любопытным образом напоминает то, что американская дипломатия 1980-х годов называла 'стратегией домино'. В то время речь шла о ситуации в Юго-Восточной Азии, американцев одолевала навязчивая идея - если одна страна этой зоны окажется в руках коммунистов, то и весь регион постепенно перейдет в их руки. Побуждаемые этой мыслью, они начали интервенцию во Вьетнам, но ничто, даже хитрость Генри Киссинджера (Henry Kissinger) не смогло остановить это движение на всем индокитайском полуострове.

Сейчас Путин находится в столь же кошмарной ситуации, что и Киссинджер. 2004 год запомнится в России, как ужасное 'лето Господне'. Так, шаг за шагом, десять наций Восточной Европы вступили в ЕС, начались переговоры о вступлении Турции в Союз и, наконец, Украина пробудилась от ночных кошмаров тоталитаризма, покончила с мафиозным режимом, началась эра демократизации в этой стране. Европейское домино приобретет еще большую значимость для России, чем для Америки ситуация в Азии в прошлом.

Существует двоякое объяснение этих головокружительных изменений на европейской карте. Во-первых, коммунизм потерпел окончательное поражение. Октябрьская революция принесла надежду, но вскоре все погрузилось во мрак - установилась полицейская диктатура, руководство показало, что некомпетентно в экономических вопросах, и все закончилось простым гангстерским противостоянием. Украинская номенклатура, с которой Ющенко придется вести борьбу, это своего рода осадок, образовавшийся после падения коммунизма. И, во-вторых, победа В. Ющенко была бы невозможна, не будь такого фактора, как движение к европейской модели, весьма притягательной для украинцев.

Когда видишь флаги ЕС, украшенные звездами, когда они развеваются в оранжевом море флагов Киева, так же как некогда развевались знамена в Варшаве, Вильнюсе и Риге, наши брюссельские раздоры кажутся мелочными. На Востоке можно лицезреть настоящий спектакль, в котором главной героиней является демократия. Мы видим, что целый континент объединяется вокруг самых важных ценностей, которые были созданы политической мыслью со времен Декларации прав человека 1789 года. Конечно, история эта началась не на Украине. Конечно, посеянные семена не сразу дают всходы, и мы видим, как порядок вещей медленно изменяется в Грузии, в Румынии, в Болгарии и даже в Польше, где коррупция власти еще может обмануть надежды народов. Но, несмотря на это разочарование, несмотря на неуверенность, что царит в стане имперской России, европейское домино - это великая победа свободы над угнетением. История не пишется заранее. Такие смелые люди, как Валенса (Walesa), Гавел (Havel) или Ющенко долго сражались, рискуя своей жизнью, сражались за то, чтобы оказаться на правильной, на нашей стороне. Поможем им написать новые страницы великой книги свободы.