'Прорыва' по Ираку никто не ждет, но, как выразился один эксперт, 'пора возобновить диалог'
Точки зрения США и Германии на положение в мире во многом различаются, но предстоящая в феврале встреча между президентом Бушем и канцлером Герхардом Шредером, как ожидается, должна разрядить напряженность, возникшую в межатлантических отношениях из-за войны в Ираке.
Никто не считает, что на этой встрече удастся урегулировать разногласия в связи с Ираком, защитой окружающей среды и отказом США подчиниться юрисдикции Международного уголовного трибунала, расследующего военные преступления. Однако, по словам дипломатов и аналитиков, она является сигналом того, что Вашингтон и Берлин остаются партнерами в этот нестабильный период борьбы с международным терроризмом и перекройки стратегических альянсов.
'Никто не может позволить себе, чтобы трансатлантический раскол продолжался', - утверждает профессор Стефан Фрелих (Stefan Froehlich), специалист по международным отношениям из Университета Эрлангена-Нюрнберга на юге Германии. - Я не ожидаю какого-либо прорыва по спорным вопросам. Но нам пора возобновить диалог. Вопрос заключается в том, что привезет с собой Буш. Что он предложит?'
В последнее время в отношениях между двумя странами появились примеры успешного дипломатического сотрудничества. Германия увеличила численность своего контингента в Афганистане. Берлин и Вашингтон сотрудничают в борьбе с экстремизмом, урегулировании кризиса в связи с украинскими выборами и поддерживают вступление Турции в Европейский союз.
Однако жесткая позиция Берлина в отношении войны в Ираке и его нежелание направлять туда свои войска вызывают нервозность в администрации Буша, отчаянно пытающейся усилить коалиционный контингент и продемонстрировать международную солидарность в этом вопросе.
За день до прибытия в Германию 23 февраля Буш должен встретиться с лидерами стран ЕС и НАТО в Брюсселе - это станет одним из элементов широкой кампании, призванной восстановить отношения с Европой и убедить несговорчивых союзников поучаствовать в восстановлении Ирака и обеспечении безопасности в этой стране. Кроме того, в ходе своей поездки Буш, как ожидается, сделает остановку в Словакии для переговоров с российским президентом Владимиром В. Путиным.
По мнению европейских аналитиков, сегодня, когда ЕС расширяется, а Москва считает, что подвергается изоляции, Буш нуждается в укреплении связей со странами континента. Однако германские СМИ задаются вопросом, чего может ожидать Шредер от переговоров с президентом США, который зачастую игнорирует Европу, и действует в одностороннем порядке - когда он сам сочтет нужным.
'Думаю, они сосредоточат внимание на полезной работе, которую Германия выполняет в Афганистане, а не на Ираке, - отмечает Бернхард Май (Bernhard May), аналитик из Германского совета по международным отношениям. - Но они не могут встретиться только для того, чтобы поприветствовать друг друга. У Германии и США появляется возможность сблизить позиции по важным вопросам'.
Буша и Шредера не назовешь политическими единомышленниками; их сотрудничество носит вынужденный характер. Чиновники их администраций также не слишком помогают делу. Один из членов кабинета Шредера как-то сравнил Буша с Адольфом Гитлером, а министр обороны США Дональд Рамсфелд (Donald Rumsfeld) включил Германию в состав 'старой Европы'.
'Попытки сближения можно только приветствовать, но они могут вызвать разочарование, если дело не выйдет за рамки демонстративных жестов', - отмечает 'Financial Times Deutschland'.
'Мы имеем дело не с тем президентом, кто мог бы полететь в Германию ради того, чтобы позировать перед объективами. Он захочет обсудить серьезные вопросы, - считает Гэри Смит (Gary Smith), директор-управляющий Американской академии в Берлине, некоммерческой организации, способствующей укреплению американо-германских отношений. - Ирак - уже не главное. Немцы твердо выступают за выработку новой программы межатлантических отношений'.
Среди проблем, требующих безотлагательного обсуждения, можно назвать отсутствие единой дипломатической и военной стратегии по Ираку и Ближнему Востоку. Вашингтон и Берлин по-разному подходят к урегулированию израильско-палестинского конфликта. Администрация Буша не стала возражать против попыток Лондона, Парижа и Берлина дипломатическим путем положить конец дилемме, связанной с ядерной программой Ирана, однако единое мнение о том, что делать в случае, если Тегеран продолжит разработку урановых технологий, у них отсутствует.
Шредер стремится расширять торговлю с Китаем и призывает к отмене эмбарго ЕС на поставки оружия Пекину, что вызывает возражения в Вашингтоне.
Кроме того, Берлин добивается постоянного членства в Совете безопасности ООН, рассматривая это как признание статуса Германии в качестве мировой державы. Администрация Буша не выразила открытой поддержки этим усилиям, и, по мнению аналитиков, США, скорее всего проголосуют против этого шага.
Несмотря на разногласия с Вашингтоном, Германия настороженно воспринимает стремление Парижа создать противовес США за счет укрепления партнерства между европейскими странами.
В то же время, Шредер расширяет диапазон своих внешнеполитических инициатив: в последние месяцы он одновременно обхаживает Вашингтон и Москву. Как сообщают германские СМИ, канцлер ведет рискованную игру, способную повредить ему в отношениях с США - он старается укрепить связи с Путиным. 'Шредер затеял опасный внешнеполитический покер, - отмечает журнал 'Spiegel'. - Внутри страны он разыгрывает антиамериканскую карту, и одновременно пытается улучшить трансатлантические отношения. Тем временем Россия постепенно приходит на смену США в качестве ближайшего союзника Германии'.
Переизбрание Шредера на второй срок в 2002 г. было связано прежде всего с его отрицательным отношением к войне в Ираке. Однако теперь многие немцы выступают за примирение с США и улучшение американо-германских отношений.
Канцлеру предстоит сложное политическое маневрирование: ему нельзя создавать впечатление, будто он угодничает перед Вашингтоном, но Шредер не желает и остаться в истории как лидер, прервавший давнюю традицию хороших отношений между Германией и США.
Буш, в свою очередь, также подвергается давлению у себя в стране. Некоторые из его сторонников-консерваторов требуют, чтобы США продолжали 'карательные меры' против Германии за ее позицию по Ираку. К тому же сегодня США закрывают свои военные базы в Германии и передислоцируют их на восток - это явно свидетельствует о снижении стратегического значения Европы в борьбе с глобальными угрозами в период после окончания Холодной войны.
Беспокоит немцев и другое: возможность усиления изоляционистских тенденций в американской внешней политике после того, как Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) сменит Колина Пауэлла (Colin Powell) на посту госсекретаря.