29 декабря 2004 года. Михаил Ходорковский, богатейший человек России, который сидит в тюрьме по обвинениям в мошенничестве и уклонении от уплаты налогов, вчера сделал попытку снова стать ее ведущим политическим диссидентом, написав философское письмо, в котором он винит в своих несчастьях свое богатство.
"Я понял, что богатство само по себе, в особенности огромное богатство, ни в коем случае не делает человека свободным, - написал он в газете "Ведомости". - Мне приходилось закрывать глаза на множество вещей и мириться со многим ради сохранения и приумножения моего богатства. Не я командовал моей собственностью, а она командовала мною".
Это письмо противоречит сути его прежних посланий, в которых он делал попытки примириться с российским президентом. В нем он открыто критикует Кремль за то, что тот допустил разрушение значительной части нефтяной империи "ЮКОС" и позволил государству купить ее по сниженной цене.
Неизвестная компания, именуемая "Байкальской финансовой группой", оказавшаяся впоследствии "крышей" государства, 10 дней назад купила "Юганскнефтегаз", производственное подразделение "ЮКОСа", примерно за 5 млрд. английских фунтов стерлингов, или за половину ее оценочной рыночной стоимости.
Г-н Ходорковский пишет: "Вопрос в том, какие уроки извлечет наша страна из дела 'ЮКОСа', финал которого стал наиболее разрушительным событием для экономики за все время правления президента Владимира Путина".
Он нападает на возродившийся национализм, который питает значительную часть усилий Кремля, направленных на укрепление власти государства. "Никакой истинный патриот не отдаст свою жизнь за кучку бюрократов, которые заинтересованы только в том, чтобы вить собственные гнездышки", - говорит он в том отрывке письма, который он озаглавил "Собственность и свобода".
Многие полагают, что к аресту этого миллиардера под дулом пистолета на взлетно-посадочной полосе сибирского аэродрома в октябре 2003 года привели его президентские амбиции и критика г-на Путина.
Некоторые россияне ненавидят так называемых "олигархов", дюжину бизнесменов, которые в 1990-е годы приобрели государственную собственность в ходе сомнительно дешевых распродаж. Однако в письме г-на Ходорковского делается попытка провести разделительную линию между положением г-на Ходорковского в деловой элите и современным эквивалентом советского политического ссыльного.
Он пишет: "Многие люди могли бы счесть это странным, но расставание с моей собственностью не будет для меня невыносимо болезненным. . . " Да, в последний год 15 млрд. долл. США (его личного состояния), о котором писал журнал "Forbes", превратились практически в ничто и вскоре станут абсолютным нолем.
"Подобном многим, многим пленникам до меня, хорошо известным и вовсе не известным, мне следует сказать тюрьме 'спасибо'. Она дала мне месяцы интенсивных раздумий. . . Мне хотелось бы предостеречь сегодняшних молодых людей, которые вскоре займут влиятельные позиции: Не завидуйте богатым. . . Богатство открывает новые возможности, но оно порабощает ваши творческие способности и начинает командовать вами самими".
Возможно, ухватившись за ту критику, которая обрушилась на г-на Путина после того, как в украинских выборах он открыто поддержал Виктора Яниковича, г-н Ходорковский выставляет себя как возможную либеральную альтернативу на националистической, материалистической политической сцене России.
"Мне, разумеется, хотелось бы помочь нашей стране процветать и стать свободной. Но я готов ждать, если власти решат удерживать меня в тюрьме", - пишет он.
"Они хотят упрятать меня лет на 5 или больше, потому что они боятся, что я стану мстить. Эти недалекие люди думают, что все живут по их правилам".
Но он добавляет, ссылаясь на героя Александра Дюма (Alexandre Dumas), которого посадили в тюрьму, но который сумел бежать и впоследствии стал сводить с ума тех, кто его посадил: "Не бойтесь, я не собираюсь становиться графом Монте-Кристо".