Это были волнующие кадры, которые нам пришлось наблюдать в прошедшие недели из Киева. И если кому-то посчастливилось побывать там в это время, по крайней мере, несколько дней, то он, видимо, надолго запомнит то чувство полного радости прорыва, надежды на независимую, самостоятельную жизнь.
Независимой Украина была четырнадцать лет, теперь она также свободна. Эти слова избранного президента Виктора Ющенко, сказанные после победы на выборах, приветствовали как люди на 'майдане', так и политики Запада. Осознают ли те и другие размах обретенной свободы?
Превращать Украину в демократическую, развивающуюся страну, сказал Ющенко своим соотечественникам еще в ночь перед выборами, в первую очередь должны сами украинцы. Трудности при этом преодолимы, если революционный подъем придет в органы власти.
Прежде чем приступить к давно назревшим реформам новому человеку во главе украинского государства придется сначала позаботиться о том, чтобы снять страхи у восточных украинцев. Стоит задача не допустить дальнейшего дрейфа регионов страны в разные стороны, хотя окончательный раскол и без того маловероятен. Однако восточная часть страны, населенная преимущественно русскими, делала в своем большинстве ставку на Януковича и чувствует себя проигравшей. Ей надо вселить чувство, что новый президент в Киеве понимает также и беды этого региона и собирается облегчить его участь, не упуская из поля зрения необходимость проведения реформ.
Ющенко должен также перевести в русло реальности победную эйфорию своих сторонников. Один лишь успех на выборах - это еще не гарантия реализации всех желаний. Ударов, а, значит, разочарования в надеждах не избежать. Ющенко сначала обязан еще доказать, что он тот человек, который требуется. Так, некоторые из его соотечественников помнят, как в 2000 году он пошел на попятную, когда движение 'Украина без Кучмы' настоятельно потребовало от него взять на себя руководящую роль. Теперь он может смыть это позорное пятно в глазах многих своих соотечественников.
Помимо этого его избиратели ждут, что он осуществит свои обещания и приведет Украину в ЕС и в НАТО. Поскольку это тоже является частью вновь обретенной свободы - свободы самому выбирать своих союзников. В Москве морщат лбы, порой даже говорят об угрозе. Глава Кремля, в частности, подчеркнуто приветствует возможное вступление Украины в ЕС. Одновременно он разражается подозрениями, что, мол, в окружении Ющенко действуют 'сионистские силы', которые позднее превращаются в 'антисемитские'. Мысль о том, что за ЕС может последовать НАТО, рождает сумасбродные обвинения.
Именно в такой ситуации требуются ясные сигналы со стороны Запада. Если Ющенко, в чем никто не сомневается, опираясь на доверие избирателей, обратится к нему, он имеет право на осторожное, но, тем не менее, максимальное взаимопонимание. Следует уважать свободный выбор украинцев, а не составленные Москвой геополитические планы. Это та часть ответственности, которую возложили на себя американские и европейские политики своими действиями по урегулированию кризиса в Киеве.
Непонятно, почему правительство Германии, говоря об усилиях, направленных на вступление в ЕС Турции, вновь забывает об Украине. Украинцам нужен ясный сигнал, что им обеспечено вступление в обе организации, если они этого захотят. Тем самым, свои позиции мог бы укрепить Ющенко, перед которым стоит нелегкая задача по-новому и внятно определить отношения с восточным соседом Россией. Экономики обеих стран остаются тесно связанными между собой и после победы на выборах. Обоюдный интерес в надежном транзите нефти и газа сохраняется.
Все понимают, что для процедуры вступления необходимо время. Но откладывать принципиальные решения о проведении переговоров нельзя.