Победа на выборах Виктора Ющенко выявила две вещи: во-первых, большинство украинцев не желает жить в государстве-сателлите новорусской автократии; во-вторых, русскоязычное меньшинство, электорат проигравшего на выборах Януковича, судя по всему, смирилось с этим решением.
Пошло три дня с момента повторного голосования 26 декабря, но, несмотря на все предсказания беды, Украина не собирается раскалываться или даже погрязать в гражданской войне. Янукович бранится, но пролетарские ударные бригады для нанесения удара по 'оранжевой революции' в Киев из Донбасса он на данный момент пока еще не отправлял.
Раньше Украина могла доверять России
Для Европы это кое-что меняет. Еще несколько недель назад считалось неоспоримым, что Украина является зоной влияния Москвы. Такие политики, как бывший президент Комиссии Проди (Prodi), давали четко понять, что Киев должен выбросить из головы всякую мысль о членстве в Европейском союзе (ЕС).
Такая позиция имела несколько причин. Сама Украина в условиях режима уходящего президента Кучмы, казалось, по-настоящему активно в Европу не стремилась и добровольно оперлась на плечо Владимира Путина. Россия, гегемон, со своей стороны, долгое время создавала впечатление, будто идет по пути к свободной демократии. В отличие от распавшегося Советского Союза, она, казалось, больше не представляла собой военно-политической угрозы. Москва согласилась со вступлением в НАТО своих бывших вассальных государств на востоке Центральной Европы, а также с независимостью республик-преемниц Советского Союза. Украина такой стране могла доверять без больших раздумий.
Однако развитие в России пошло в обратном направлении от демократии
Но тем временем почти все предпосылки для прежней европейской политики оказались под вопросом. Россия Владимира Путина развивается в направлении, обратном демократии. Широкие слои населения хотят восстановления Советского Союза, а бывшие советские республики чувствуют растущую экономическую мощь Москвы и ее стремление к господству. Вместе с автократами из Белоруссии и Казахстана Путин работает - сам он, исходя из военно-политического расчета, - над созданием единого экономического пространства. В прошедшее воскресенье украинцы ликвидировали последнюю предпосылку для прежнего разделения компетенций. Их решение на выборах можно выразить одним предложением: мы в этом не участвуем.
Поэтому Европа обязана спросить себя, отвечает ли политика молчаливого наблюдателя ее интересам. Ответ - нет. Исходя из того, в каком направлении развивается Россия, для Европы лучше, если Украина не будет находиться в зоне ее господства. ЕС не заинтересован в 'едином экономическом пространстве' на Востоке, если не ясно, а не превратится ли оно однажды в резервацию олигархической экономики.
Москва без Киева для Европы лучше
Европа должна также помнить о 'холодной войне'. Россия, конечно, не Советский Союз, однако то, чтобы украинские степи больше никогда не становились плацдармом для танковых клиньев, направленных в сторону Запада, - является неизменным геополитическим интересом Европы. Москва без Киева для континента лучше, чем Москва с Киевом.
То есть, Украина Виктора Ющенко должна получить всю необходимую помощь, чтобы укрепить свои позиции. Но сделать это будет тяжело. Поскольку лучшим средством демократического усиления проявила себя в посткомунистическом мире перспектива вступления в ЕС. Впрочем, если такую перспективу открыть Украине, то Союз оказался бы перед такой же проблемой, как и с Турцией: на тарелке в данном случае оказывается кусок, который может оказаться слишком большим для его чувствительного желудка.
Использовать шанс
Многонаселенная соседняя страна стоит перед выбором между прозападной ориентацией и ориентацией на враждебные демократии концепции, будь то мафиозная политика постсоветского мира или воинствующий ислам. Шанс заключается в том, чтобы привлечь общество этой страны на сторону Европы, сейчас настал момент воспользоваться им.
Одновременно есть сомнения, а не окажется ли это выше своих собственных сил. Если говорить об Украине, то добавляется еще одна проблема. Если Запад сделает ей смелое предложение с тем, чтобы освободить страну из российских объятий, то это как самосбывающееся предсказание может вновь усилить антизападный рефлекс у великорусской элиты и страхи Москвы по поводу изоляции.
Речь идет о постепенных шагах
Поэтому самое лучшее средство стабилизации, 'европейская перспектива', является одновременно самым дорогим с политической и финансовой точки зрения. Его можно использовать только в разумных количествах. Но важно выбрать дозу, которая была бы достаточна, чтобы обеспечить интерес Европы иметь ориентированную на долгие времена на Запад Украину. Во всяком случае, Брюссель может предложить существенно больше, чем жалкую программу соседства. Но при этом уже заранее должно быть понятно, что повторение примера прежних этапов расширения, когда новые члены получали миллиардные трансферты - после переходного периода - недопустимо.
Будет ли при этом целью такой 'операции под названием Украина' 'привилегированное партнерство', аналогичное статусу, который предлагают члены Союза Турции, или условное членство, которое, в частности, открывает перспективу вступления, но определяет для этого сдерживающие оговорки, - все это большой разницы по своему содержанию иметь не будет. Важно лишь то, чтобы был верным сигнал: путь в западном направлении открыт.