'Настроение плохое, люди боятся, в городе царит чувство подавленности'. Валерий Шаровный, судебный репортер из луганской газеты 'Новый ракурс', рисует мрачную, но реалистичную картину обстановки в своем городе. Он, тем самым, подтверждает то, что более чем определенно выкристаллизовалось в ходе трех туров голосования: Украина расколота на западную и центральную часть, поддерживающую Ющенко, и на восток и юг, которые все еще видят в Викторе Януковиче, проигравшем на выборах, истинного руководителя.
Да и цифры говорят сами за себя. Ориентированный на Запад Виктор Ющенко набрал в ходе повторного голосования в прошедшее воскресенье в Луцкой, Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской областях от 90 до 96 процентов голосов избирателей. Конкурент Янукович, выступающий за тесные связи с Россией, добился в Донецке и в Луганске таких же высоких результатов.
Теперь, когда победителем стал Ющенко, в Луганске ширится страх. 'В Луганске практически все предпринимательство тесно связано с деловым миром Донецка. А за ним, все это знают, стоит Янукович. Сегодня предприниматели опасаются, что новые власти будут им мстить и обложат их налогами и станут проводить многочисленные административные проверки'.
Это на постсовестком пространстве апробированный метод устранения конкурентов и перераспределения собственности. Ющенко, если он хочет завоевать, по крайней мере, минимум доверия и на Востоке, поступил бы правильно, не допустив подобных попыток. И это ему необходимо, чтобы сохранить единство Украины.
В этом, собственно, должны быть заинтересованы также украинские олигархи из восточных промышленных регионов. Дело в том, что в случае возможного, впрочем, в высшей степени гипотетического присоединения к России, они в объятиях своих российских коллег-предпринимателей быстро потеряли бы свои кондиции.
Страх иррационален. В Луганске он привел к тому, что владелец фирмы по производству изделий из пластмассы боится подвозить из Киева необходимые материалы, поскольку опасается нападений на фуры с луганскими номерами. 'Завод стоит третью неделю', - рассказывает Шаровный.
Особенно неуверенно чувствуют себя пенсионеры. Янукович, еще будучи премьер-министром, пообещал им значительное повышение пенсий до уровня прожиточного минимума. Теперь появилось сомнение, а считает ли новое правительство связанным себя с этим обещанием.
В городе Луганске за Януковича проголосовали около 85 процентов избирателей. Однако независимо от их предпочтений у всех сегодня одна единственная забота: люди в Луганске боятся покушения на жизнь Ющенко, говорит Шаровный: 'Люди убеждены, что Кучма так просто власть не отдаст, поскольку власть и бизнес более чем тесно связаны между собой'.
Такие же настроения в шахтерском и промышленном городе Донецке. 'Нет никаких оснований для радости. Мы все голосовали за Януковича, но победил Ющенко, который получил здесь в лучшем случае три процента голосов избирателей', - жаловалась Раиса Николаева, журналистка из газеты 'Донбасс'. Она, кстати, подтверждает то, что сообщал ее луганский коллега: 'На улицах никого нет, все заняты своими собственными делами'.
Первоначально команда Януковича пригрозила привезти своих сторонников в Киев. Из этого ничего не вышло из-за летаргии уставших избирателей. Теперь Янукович собирается оспаривать свое сомнительное право исключительно в судебном порядке.
'Янукович хороший человек', - горячится Раиса Николаева. Он, мол, оставил у жителей Донецка хорошую память по тому времени, когда был губернатором. Он заботился о том, чтобы своевременно выплачивались заработная плата и пенсии. 'Жизнь постепенно становилась лучше, после победы Ющенко нам снова станет хуже', - считает она.
Особенно пугает их заявление Юлии Тимошенко, которая, возможно, станет будущим премьер-министром, о необходимости закрытия нерентабельных шахт. 'Столько много закрыто уже сегодня, что еще нужно?' Вопрос, который, конечно, волнует и шахтеров, цепляющихся за скромную уверенность в форме ежемесячной зарплаты в размере 100 долларов США. То, что шахты Донбасса являются самыми опасными в Европе, в результате чего постоянно гибнут люди, их не смущает.