'По пути в Беслан' - таково название одного эссе, опубликованного в последнем номере издания 'Lettre International', в котором московский писатель Михаил Рыклин размышляет о своей стране, т.е. прежде всего о тех, кто говорит от ее имени и правит в ней. 'Наиболее ярким последствием атак на Америку 11 сентября 2001 года стало нездоровое сужение спектра того, что считается террористической практикой. От всего спектра такой практики, берущей свое начало еще от французской революции, на сегодняшний день осталась лишь одна его разновидность - исламский терроризм. Он развязал руки пособникам государственного террора, унесшего в Европе в ХХ веке миллионы человеческих жизней'.
Тезисы Рыклина больше напоминают роман '1984' Джорджа Оруэлла, нашедший свое продолжение в современной России. 'Так, например, власть контролирует даже язык конфликта. Потрясенные преступлениями террористов, которым не может быть оправдания, миллионы очевидцев трагедии не замечают, что не меньше они боятся радикализма их 'защитников', укравших у них лексику для описания увиденного. За террор Россия расплачивается остатками своей демократии, террор становится предлогом для ограничения демократических прав. Тех прав, которые для 'фаталистически-авторитарно' настроенных русских, как считают многие немцев, в том числе и сам канцлер ФРГ Шредер, безразличны.
История путинских преобразований, ясно истолкованная Рыклиным, многое расставляет по местам. 'Без свободной прессы и свободных электронных СМИ демократии быть не может. А эта свобода канула в лету уже в первые годы правления Путина. Многие вздохнули с облегчением, узнав, что им больше не надо нести груз ответственности за политические решения, которые в конечном результате их разочаруют. Развитую демократию в России не удалось бы отменить с помощью указа, и большинство населения не восприняло бы эту отмену с таким ужасающим безразличием, если бы демократические институты в России не были бы так коррумпированы'. Путин же может быть доволен. Ведь в союзе со Шредером он знает ответ на ключевой вопрос Михаила Рыклина, заключающийся в том, станет ли Европа закрывать глаза на происходящее в этой стране в ответ на бесперебойные поставки нефти и газа?