Киев, Украина, 29 декабря 2004 года. Виктор Ющенко, надо полагать, новоизбранный президент Украины, в среду начал формировать будущее правительство и определять его главные приоритеты, несмотря на то, что его соперник на воскресных выборах отказывается признать свое поражение.
Можно почувствовать, как власть в столице переходит к г-ну Ющенко, лидеру оппозиции, который, согласно предварительному подсчету Центральной избирательной комиссии (ЦИК) Украины, выиграл выборы с преимуществом почти в 8% голосов.
Его соперник, премьер-министр Виктор Янукович, оказавшийся в неудобном положении проигравшего, пережил еще одно унижение утром, когда демонстранты сорвали его попытку созвать заседание кабинета министров, заблокировав подходы к зданию правительства.
Вскоре послед этого сотрудники аппарата г-на Януковича объявили, что премьер-министр прекращает исполнение своих официальных обязанностей, чтобы попытаться добиться отмены результатов выборов в Верховном Суде Украины.
Перспективы премьер-министра в суде кажутся далекими. В данный момент политическая ситуация складывается в пользу г-на Ющенко, и он и его сторонники занялись формированием новой администрации.
В интервью в своем офисе в среду г-н Ющенко заявил, что поручил рабочей группе подготовить рекомендации для министров, которые придут на смену министрам президента Леонида Кучмы, уходящего со своего поста после 10-летнего правления.
Он не сообщил фамилий будущих назначенцев, а сотрудники его аппарата позднее сказали, что он рассматривает до шести кандидатур на пост премьер-министра.
Усиливая свой имидж ориентирующегося на Запад политика, который надеется расширить связи Украины с Европой, г-н Ющенко сказал также, что планирует создать новый правительственный орган, Министерство европейской интеграции, руководитель которого получит ранг министра правительства.
Более того, как признак того, до какой степени он кажется готовым вырвать власть у остатков правительства г-на Кучмы, г-н Ющенко сказал, что заменит всех десятерых региональных губернаторов в Восточной Украине, которые в прошлом месяце угрожали создать автономный край. В соответствии с Конституцией Украины, президент назначает всех региональных руководителей, которые исполняют свои обязанности, пока он того желает.
Г-н Ющенко также дал понять, что он готов преследовать в уголовном порядке г-на Кучму, которого обвиняют в электоральном мошенничестве, коррупции и злоупотреблении государственной властью, в том числе в причастности к убийству журналиста Георгия Гонгадзе в 2000 году.
"Президент должен отвечать перед законом, как любой другой гражданин, - сказал г-н Ющенко. - Ему не положено никаких привилегий".
И он подтвердил свое намерение расследовать приватизационные сделки, которые, по его утверждению, были подстроены администрацией г-на Кучмы так, чтобы продать активы по абсурдно низким ценам, в особенности сделку по продаже ранее в этом году горно-металлургического комбината Виктору Пинчуку, зятю президента Украины.
Значительная часть того, что сказал в среду г-н Ющенко, укрепила его позиции в жесткой электоральной кампании и в период политических беспорядков после 21 ноября, когда г-н Янукович был номинальным победителем выборов, которые Верховный Суд Украины позднее аннулировал, обосновав свое решение широко распространенным мошенничеством правительства.
Однако в ряде важных отношений г-н Ющенко занял более мягкую, более дипломатичную позицию, особенно в отношении России, президент которой, Владимир Путин, открыто поддержал г-на Януковича и жаловался на участие Запада в усилиях украинской оппозиции по нарушению работы действующего правительства.
Хотя в отношениях между двумя странами в ходе политического соперничества на Украине было достаточно горечи - Юрий Лужков, мэр Москвы, который иногда выступает как неформальный посол Кремля, однажды назвал оппозицию "шабашом ведьм" - в среду г-н Ющенко проявил признаки того, что готов забыть о напряженности последних недель.
Он сказал, что признает исторические и экономические связи между двумя странами и намерен сохранить добрые отношения с Россией.
"Россия стратегически важна для Украины в сфере экономических, гуманитарных, военных и технических интересов; было бы глупо игнорировать это, - сказал он. - Это наша задача и обязанность Украины, чтобы мы разрешили все проблемы с Россией".
Заявив, что он пока не вступал в контакт с г-ном Путиным, он намекнул на то, что, поскольку его победа не утверждена ЦИК Украины, время для этого еще не наступило. Но он дал понять, что в данное время для Кремля открыты другие линии связи.
"Я не исключаю, что имели место косвенные контакты", - сказал он.
Г-н Ющенко также очень осторожно высказался на деликатную для Соединенных Штатов Америки тему: будущее украинского военного контингента в Ираке. Г-н Ющенко в ходе своей избирательной кампании обещал вернуть домой украинских солдат. В среду он сказал, что, хотя он по-прежнему не отказывается от своего намерения, он не станет делать это немедленно.
"Вывод украинских войск из Ирака - начиная с графика и решения других вопросов - необходимо координировать с нашими союзниками", - сказал он, добавив, что не ожидает, что вывод войск будет завершен ранее марта будущего года.
В то время как г-н Ющенко провел значительную часть дня, действуя как глава государства - принимая советников, участвуя в длительных телевизионных интервью, обсуждая свои планы с небольшой группой журналистов - г-н Янукович отказывался уступить.
Появившись в штабе своей избирательной кампании, который сейчас почти пуст, он опять осудил г-на Ющенко, заявив, что демонстрации против него координировались иностранными правительствами и были равнозначны "сценарию захвата власти".
"Этот сценарий был спланирован в заморских центрах, - добавил он. - Его обкатывали в Югославии, Румынии и вот теперь он стал реалией на Украине".
Он предсказал, что поданный им в суд в связи с выборами иск позволит вернуть ему его номинальную победу 21 ноября.
Одно из свидетельств его горестного положения появилось еще до того, как он начал говорить, когда руководитель его избирательной кампании Тарас Чорновил сказал, что почти не надеется на то, что суд или ЦИК окажет премьер-министру хоть какую-то помощь.
"Мы можем предсказать, что произойдет, - сказал г-н Чорновил. - Никакого решения в нашу пользу не будет".