Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
В предстоящий период "холодного мира" Украине потребуется помощь Запада

Виктор Ющенко добивается сделки Украины с Москвой на условиях партнерства, а не подчиненности

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Конфликт из-за Украины, быть может, и не возвестил о второй "холодной войне", но он мог просигнализировать начало длительного "холодного мира" между Россией и Западом. Хотя официальные лица США и Европы старательно избегали рисовать волнения на Украине как конфликт между Западом и Востоком, именно таким он и стал на двух критически важных уровнях: политическом и стратегическом.

30 декабря 2004 года. Конфликт из-за Украины, быть может, и не возвестил о второй "холодной войне", но он мог просигнализировать начало длительного "холодного мира" между Россией и Западом. Хотя официальные лица США и Европы старательно избегали рисовать волнения на Украине как конфликт между Западом и Востоком, именно таким он и стал на двух критически важных уровнях: политическом и стратегическом.

Если под "Западом" понимать прозрачную демократию, гражданское общество, свободные средства массовой информации (СМИ) и главенство закона, а под "Востоком" - синоним авторитаризма, государственности и централизации, тогда нужно признать, что эти две резко отличные системы ведут сражение за Украину. Правительство США, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Европейский союз (ЕС) содействуют демократическим институтам на Украине, тогда как российские власти попытались поддержать коррумпированное марионеточное правительство в Киеве, которое сейчас решительно отвергли избиратели. Это не "столкновение цивилизаций", но это противоборство между определенными социально-политическими структурами.

На стратегическом уровне Украина также оказалась между Западом и Востоком. Если "Запад" олицетворяет выстроенную вокруг Организации Североатлантического договора (НАТО), прочных отношений с Соединенными Штатами Америки и конфедеративной Европы систему коллективной безопасности, которая стимулирует процветание, то "Восток" означает, что Кремль определяет соглашения о безопасности, внешнюю политику и экономические отношения своих соседей. Украина как независимое государство подошла к перепутью.

Оранжевая революция, которая сделала возможным избрание Виктора Ющенко, имеет несколько причин. Это народная борьба за демократию для всех и против деспотичного правления; это также и политическая борьба между соперничающими элитами и центрами власти. Но прежде всего это национальная борьба за освобождение от растущего господства Кремля. Главной целью Москвы было сохранение на Украине вассального режима, который во внешней политике стал бы следовать директивам России. Для достижения этой цели Москва применила несколько стратегий.

Первая из них с треском провалилась. Президент Владимир Путин открыто поддержал Виктора Януковича, украинского премьер-министра, на начальном этапе избирательной кампании, посчитав, что он стал бы для России более сговорчивым и сильнее противостоял бы интеграции Украины в западные институты. Когда стало ясно, что сторонники г-на Януковича осуществили массовую фальсификацию результатов выборов, и усилились протесты общественности, официальные лица г-на Путина ввели в действие второй вариант: ставку на сепаратизм.

Эмиссары Кремля, в их числе мэр Москвы, приняли участие во встречах с региональными руководителями Восточной Украины, на которых обсуждалась возможность их отделения. Антиамериканская пропаганда, подготовленная российскими советниками при штабе г-на Януковича, ставила своей целью раскол украинского общества в ходе подготовки к возможному разделу страны по молдавскому образцу. Стратегия отделения была призвана оказать давление на Киев, в то же время позволить Москве играть роль посредника и высшего гаранта целостности и безопасности Украины.

Теперь, когда г-н Ющенко победил в переголосовании, Москва вполне может применить третью стратегию, заключив с Киевом тактическое политическое перемирие. Используя свои многочисленные политические, этнические, экономические, энергетические и обеспечивающие безопасность инструменты, г-н Путин может прийти к выводу, что можно установить достаточный контроль над новым правительством Украины, в то же время подорвав западные устремления г-на Ющенко и его президентские властные полномочия. Сражение за Украину, быть может, исчезнет с экранов телевизоров, но будет продолжено под разными масками. Г-н Путин не захочет просто так отдать Украину Западу, ибо тогда он потеряет доверие к себе как к человеку, который должен вернуть России ее международное могущество.

Г-н Ющенко добивается сделки с Москвой на условиях партнерства, а не подчиненности. Россия в обозримом будущем останется ключевым соседом Украины как главный поставщик энергоносителей и как экономический рынок для украинского экспорта. Но г-н Ющенко хочет ограничить рычаги политического влияния, которые могут сопровождать экономические связи. Он также намерен приблизить свою стержневую восточноевропейскую страну к НАТО, ЕС и США, так как понимает, что только такая политика способна гарантировать Украине длительную безопасность и процветание.

____________________________________________________________

Избранные сочинения Януша Бугайского на ИноСМИ.Ru

Взгляд в душу Путина ("The Wall Street Journal", США)

Дестабилизирующие силы ("The Washington Times", США)

Западу следует предъявить ультиматум Путину ("Christian Science Monitor", США)