Российское государство регулярно представляет бывшего главу концерна Михаила Ходорковского в клетке. Оно привело предприятие своими требованиями о доплате налогов в астрономических размерах к пропасти и буквально только что присвоило с помощью уловок сердцевину ЮКОСа - компанию 'Юганскнефтегаз'. Но поскольку речь идет о принципе и о больших деньгах, ЮКОС не сдается. Вчера ампутированный концерн заявил о начале новой кампании по внесению исков. Нефтяная компания намерена указать на то, что смена владельца была незаконной, и потребовать возмещения ущерба в размере 20 миллиардов долларов США.
При этом ЮКОС строит полностью свою стратегию, исходя из горького осознания того факта, что в самой России концерн правды не добьется. Поэтому он полностью полагается на западные и особенно на американские судебные органы.
В окружном суде в Хьюстоне (Техас) ЮКОС уже добился частичного успеха. Согласно временному постановлению, частным предприятиям было отказано в праве принимать участие в аукционе по продаже компании 'Юганскнефтегаз', навязанном российским государством. После этого, как в ходе лабораторного опыта, стало видно, на что в России может западное судопроизводство повлиять и на что не может. ЮКОС смог воспрепятствовать финансированию покупки компании со стороны западных банков, но ему не удалось помешать смене владельца.
Странным образом самое прибыльное дочернее предприятие ЮКОСа 'Юганскнефтегаз' приобрела компания 'Роснефть'. А поскольку 'Роснефть' собирается и без того сливаться с концерном 'Газпром', то все идет по плану Кремля: российский энергетический гигант должен внушить миру уважение.
То, что Владимир Путин при этом не допустит вмешательства в дело американского суда, он давал понять уже не раз: техасская судья, по его словам, не сможет показать на карте, где находится Россия, следовательно, она превысила свои полномочия. В известной мере Путин даже прав. Решение очень российской проблемы не может находиться в ведении американского судопроизводства. Но ответственность за то, что ЮКОС ищет там защиты, не несет никто, кроме Путина. Он допустил уничтожение концерна с помощью органов юстиции. Советник Путина либерал Андрей Илларионов понял проблему и определил ее так: 'В России нет твердых правил. Они меняются в зависимости от текущих интересов'. Своего шефа он пока не убедил.