На прошлой неделе Кремль воплотил в жизнь свою угрозу по продаже ключевых активов в прошлом процветающего нефтяного гиганта 'ЮКОС'. На днях Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России одобрила приобретение государственной компанией 'Роснефть' ранее малоизвестной фирмы, неожиданно для всех оказавшейся триумфатором воскресного аукциона по продаже 'Юганскнефтегаза'.
Таким образом, государство официально оформило поглощение 'ЮКОСа' и заполучило в свои руки 17% всех нефтяных запасов России. От внимания общественности ускользнул лишь тот факт, что еще один влиятельный и независимый игрок был отстранен от участия в российском аукционе. После продажи 'Юганскнефтегаза' стало очевидно, что стрелка барометра американо-российских отношений стала медленно приближаться к отметке штормового предупреждения.
Далеко не самый честный аукцион по продаже 'Юганскнефтегаза' подтолкнул администрацию президента Джорджа Буша (George Bush) к необходимости сделать то, что ей бы делать совсем не хотелось, а именно, публично 'выразить озабоченность' по поводу поведения российских властей при решении своих внутренних проблем.
Прежде, будь то арест основателя 'ЮКОСа' Михаила Ходорковского, война в Чечне или даже прямое вмешательство России во внутреннюю политику Украины или Грузии, представители администрации американского лидера при каждом удобном случае, требующем 'разъяснения', с удовольствием публично делились своими соображениями на счет той или иной проблемы. Сейчас, судя по всему, необходимость разъяснять политику Кремля, направленную на ренационализацию наиболее ценных в стратегическом отношении активов, отпала раз и навсегда.
В то время как защита иностранных миноритарных акционеров российских компаний от произвола Кремля не относится к числу приоритетных направлений политики администрации Буша, поддержка выборов в Ираке со стороны международного сообщества, напротив, имеет первостепенное значение. Недавно Владимир Путин довольно недружелюбно высказался на этот счет, чем вызвал явное неудовольствие политиков в Белом доме, внимательно следящих за событиями в России.
Долгое время старательно избегавший критики в адрес американской политики в Ираке и услужливо связывавший оккупацию с войной против терроризма, российский лидер все же не сдержался и таки разозлил американцев своими сомнениями по поводу целесообразности проведения 30 января выборов в Ираке. Более того, он продолжает раздражать Вашингтон публичными предположениями о том, что Соединенные Штаты добиваются изоляции России от участия в урегулировании иракского кризиса.
Обе стороны возлагают большие надежды на то, что организованная в спешном порядке встреча президентов России и США, проведение которой запланировано на конец февраля в Братиславе, поможет успокоить всех тех, кто боится эскалации напряженности в американо-российских отношениях. На предстоящем саммите и в самом деле должны быть озвучены несколько замечательных идей.
Лидеры двух стран сконцентрируются на вопросах сотрудничества в области борьбы с терроризмом, ключевой сфере тактического взаимодействия между США и Россией. Однако именно вопросы, не попавшие в повестку дня, должны указать на истинную причину этой встречи - идея углубленного стратегического партнерства между двумя странами потеряла свой первоначальный блеск. Американо-российскому диалогу в энергетическом секторе и деятельности совета 'НАТО-Россия' будет уделено неприлично мало внимания, а надежды западных бизнесменов на то, что Джорджу Бушу удастся заполучить от Владимира Путина гарантии честного поведения Кремля на российском рынке инвестиций, скорее всего, так и останутся несбыточными.
Однако больше всего американских политиков должен волновать тот факт, что Путин не может взять на себя всю ответственность за действия Москвы. В Кремле утверждают себя новые игроки, способные влиять на предпринимательское сообщество в России и подрывать своими действиями авторитет российского президента. Неограниченность власти и политического влияния этих людей помогает объяснить расхождение между словами Владимира Путина и поступками Кремля.
Президент России в свое время обещал, что 'ЮКОС' не будет доведен до банкротства, государство не будет стремиться заполучить 'Юганскнефтегаз, а возможные торги будут носить прозрачный характер. Но в итоге все получилось как раз наоборот. Вряд ли Путин преследовал цель говорить неправду в отношении всего вышеперечисленного, тем более тогда, когда дело было практически сделано, и уж тем более у него не было никаких причин менять свою точку зрения в дальнейшем. Остается только добавить, что организованные после торгов пресс-конференции были на удивление открытыми и разносторонними для президента, который редко чувствует необходимость оправдываться в своих действиях. Зачастую Путин выглядит обороняющимся, как будто он лишился политической инициативы во внутренней политике и скорее просто реагирует на важные события, чем сам определяет их ход.
Новое поколение кремлевских политиков, преследующих обоснованные экономические интересы, вышло из так называемой 'вертикали безопасности', эти люди, прозванные силовиками, попали в администрацию президента из спецслужб. У них есть собственные соображения по поводу того, как можно сосредоточить в своих руках экономическую власть, даже если их действия идут в разрез с официальной политикой Кремля. Силовики не являются чем-то новым для администрации российского лидера - они были вместе с ним на всем протяжении его президентства. Однако теперь они обладают большей свободой маневра, даже в тех случаях, когда их действия противоречат словам президента.
Влияние силовиков также проявляется и в набирающем обороты конфликте между компанией 'Транснефть', обладающей монополией на строительство трубопроводов в России, и ОАО 'Российские железные дороги'. Как и в случае с распродажей активов 'ЮКОСа' конечный результат был весьма необычным и в стратегическом отношении не отвечал интересам государственной политики в энергетической инфраструктуре. Исходя из всего этого, обещания Владимира Путина привнести стабильность и предсказуемость в российский инвестиционный климат с одной стороны и его попытки дисциплинировать авантюристов из числа российских предпринимателей с другой должны восприниматься с известной долей иронии.
Международные игроки, действующие в ключевых секторах российской экономики, теперь не без оснований опасаются за свои капиталовложения. Это тем более справедливо в отношении энергетического сектора, где позиции 'British Petroleum', связанной многомиллиардным соглашением с компанией 'Тюмень-Нефть', честно говоря, выглядят крайне незащищенными. При отсутствии определенности в процессе ренационализации и с учетом нежелания или, возможно, неспособности, Владимира Путина защитить права инвесторов даже самые крупные и мощные транснациональные корпорации, занимающие влиятельное положение в энергетическом секторе, не в состоянии обезопасить себя от риска лишиться своих капиталовложений в долгосрочной перспективе.
Предстоящая встреча между Джорджем Бушем и Владимиром Путиным может предоставить обоим президентам возможность восстановить доверительные отношения. Возможно, что российский лидер даже сможет дать личные гарантии того, что Кремль сведет к минимуму свое вмешательство в энергетический сектор российской экономики и тем самым снизит ущерб, который благодаря ему был нанесен иностранным инвесторам. И хотя обе стороны прекрасно знают, что подобные обещания были не раз нарушены в течение последних нескольких месяцев, главная проблема Братиславского саммита и всех американо-российских отношений заключается в том, что ключевые проблемы, в которых заключается причина сегодняшней напряженности, по-прежнему остаются за рамками переговорного процесса.
Ян Бреммер - президент компании 'Eurasia Group', старший научный сотрудник Института мировой политики (World Policy Institute) и политический обозреватель газеты 'The Financial Times'
_________________________________________________________
Избранные сочинения Яна Бреммера на ИноСМИ.Ru
Время собирать национальное достояние ("The Moscow Times", Россия)
Украина на перепутье ("United Press International", США)
Высокие рейтинговые оценки не могут скрыть нарастающих проблем в России ("The Financial Times", Великобритания)
Дело "ЮКОСа": Вмешательство Путина может дорого обойтись России ("The International Herald Tribune", США)
Ничья в борьбе за контроль над энергоносителями Центральной Азии ("United Press International", США)