Он никогда не появляется на публике, его фотографии трудно достать, а в его биографии много белых пятен. Его называют одной из самых влиятельных фигур в окружении российского президента Владимира Путина, а многие считают основным идеологом атак на ЮКОС.
Официально Игорь Сечин является заместителем главы путинской администрации. К его работе относятся государственные тайны, государственные кадры и поток документов, которые подписывает Путин. В этом году он был назначен председателем правления государственной нефтяной компании 'Роснефть', окна штаб-квартиры которой удобно выходят на Кремль.
На прошлой неделе 'Роснефть' в результате темной сделки за 9,4 миллиарда долларов приобрела 'Юганскнефтегаз', главное производственное подразделение ЮКОСа. Советник Путина по экономике Андрей Илларионов назвал ее 'аферой года'.
Сечин является ключевым членом клана силовиков - группы, включающей представителей правоохранительных органов и службы безопасности. Эта группа пришла к реальной власти в России, когда Путин, бывший офицер КГБ, стал президентом.
У Сечина также есть личные связи с силовиками - его дочь замужем за сыном Генерального прокурора Владимира Устинова, который возглавил наступление на Михаила Ходорковского, сидящего в тюрьме бывшего руководителя ЮКОСа.
Сечин изучал французский и португальский языки в Ленинградском Государственном университете, альма-матере Путина. В 80-е годы он работал переводчиком в Мозамбике и Анголе. Такое прикрытие часто использовал КГБ.
Его связь с КГБ не установлена. После развала Советского Союза в 1991 году он как тень следовал за Путиным, поднимаясь от мэрии Санкт-Петербурга до кремлевских высот.
Внутренние кремлевские источники называют Сечина главной силой, стоящей за делом ЮКОСа. По некоторым данным, он лично проверял здание, где проходил аукцион по продаже активов ЮКОСа.
Другим ключевым игроком в деле перераспределения активов ЮКОСа является Сергей Богданчиков, генеральный директор 'Роснефти' - нефтяной компании, собранной из остатков приватизации начала 90-х годов. Профессиональный нефтяник советской эпохи, Богданчиков руководит 'Роснефтью' с 1998 года. Он не имел отношения к приватизации нефтяной собственности, которая оказалась в итоге в руках влиятельных олигархов, таких как Ходорковский.
Два года назад Ходорковский бросил вызов Богданчикову и 'Роснефти', в присутствии Путина спросив его, как 'Роснефть' приобрела одно из своих нефтяных предприятий. Путин, защищая 'Роснефть', спросил босса ЮКОСа о том, каким образом ЮКОС приобретал свои активы. Богданчиков нанес Ходорковскому ответный удар, когда написал письмо в Генеральную прокуратуру, в котором обвинил его в краже 19 процентов собственности другого спорного нефтяного актива.
Вчерашнее решение правительства о создании новой государственной нефтяной компании, включающей в свой состав 'Юганскнефтегаз', ставит знак вопроса над будущей судьбой Богданчикова и Сечина. Однако, судя по их прошлому, они наверняка окажутся наверху.