Одно из самых вдохновляющих событий 2004 года произошло в последнее воскресенье года на Украине: избрание прозападного демократа Виктора Ющенко, которому пришлось пройти через все - от отравления до фальсификации выборов, чтобы добиться президентского поста. Триумф оранжевой революции должен развеять представления, все еще господствующие во многих западных университетах и министерствах иностранных дел: что демократия - это предмет роскоши, подходящий только для богатых стран, в которых либерализм имеет многовековые традиции. Украина не удовлетворяет ни одному критерию многообещающей демократии. Ее доход на душу населения равен 5 400 долларов, что меньше, чем в Алжире или в Туркменистане; ее история полна деспотии и коррупции, ее независимость имеет совсем юный возраст. Единственная демократия, еще меньше удовлетворяющая критериям - это афганская. Однако на Украине, как и в Афганистане, в этом году прошли свободные выборы. Очевидно, никто не позаботился о том, чтобы сказать народам этих стран, что они не готовы к свободе.
Эти революции разоблачают несостоятельность постулата о том, что 'демократию нельзя навязать извне'. Да, нельзя, но внешние силы могут помочь убежденным демократам преодолеть внутренние преграды. Иногда, когда приходится иметь дело с окопавшейся диктатурой, может потребоваться и военная интервенция по типу той, что имела место в Ираке и Афганистане. Более хрупкие режимы могут быть разрушены самими народами этих стран, но даже они иногда нуждаются в небольшом внешнем толчке.
Американское правительство за последние два года потратило 58 миллионов долларов на укрепление демократии на Украине. Европейские страны и многочисленные неправительственные организации, такие как Фонд Сороса, внесли свои миллионы. Эти дотации вызвали ярость антидемократов, подобных Владимиру Путину и Патрику Бьюкенену, которые старались не замечать гораздо более щедрого финансирования Москвой и Киевом оппонента Ющенко Виктора Януковича.
В американской интервенции на Украине нет ничего бесчестного, поскольку она предназначена для поддержки демократии, а не какого-то конкретного кандидата. Поверхностный взгляд на сайт Национального фонда за демократию дает представление о том, на что он выдавал гранты: 399 968 долларов на обучение профсоюзов, 50 000 долларов на проведение ежемесячных опросов общественного мнения, 32 000 долларов на обучение учителей средних школ и 50 000 долларов на работу Интернет-сайта, анализирующего украинские средства массовой информации. Безобидные суммы, но в закрытом обществе они могут иметь мощный эффект. Например, Американская ассоциация адвокатов потратила 400 000 долларов на обучение украинских судей избирательному праву. Среди тех, кто посещал ее семинары, были пять судей украинского Верховного Суда, которые проголосовали за отмену сфальсифицированных результатов выборов 21 ноября и за проведение нового голосования, приведшего к победе Ющенко. Организация НАТО за последнее десятилетие также потратила значительные средства на обучение украинских офицеров в рамках инициативы 'Партнерство во имя мира'. Это западное обучение, которое включает вопросы защиты прав человека, стало одной из причин того, что украинские военные отказались выступить против демократических демонстрантов.
Несмотря на результаты голосования 26 декабря, оранжевая революция далека от завершения. Для укрепления демократии на Украине НАТО и Евросоюз должны выступить с предложением об ускоренном вступлении этой страны в свои ряды.
Тем временем, мы должны и в других местах использовать украинский опыт, который также является опытом Грузии, Сербии, Индонезии, Южной Кореи, Тайваня, Южной Африки, Польши, Литвы и других стран, где революции народовластия, следуя по стопам филиппинской революции 1986 года, свергли деспотические режимы. Очевидным очередным кандидатом для такого рода трансформации является Иран. Хотя иранские студенты неоднократно выходили на демонстрации протеста против угнетателей, а иранские эмигранты в Лос-Анджелесе ведут телевизионное и радиовещание на свою родину, правительство США в основном стоит в стороне. В 2003 году Национальный фонд за демократию финансировал проведение на Украине двадцати трех программ стоимостью 1,9 миллиона долларов. А в Иране было проведено всего две жалких программы стоимостью 55 000 долларов.
Такая диспропорция, которая относится и к другим демократическим организациям, является ошибочной, поскольку иранский режим представляет для Запада гораздо большую угрозу, чем украинский. (Украинцы даже направили свои войска в Ирак, в то время как Иран пытается саботировать там наши усилия). Трудно представить себе больший приоритет, чем свержение режима религиозных фанатиков, которые к своему арсеналу террора хотят добавить и ядерное оружие.
Мы вполне серьезно относимся к освобождению Ирана. Но здесь существует большое 'если', поскольку такие действия не предусмотрены официальной политикой Джорджа Буша. В связи с этим нам нужно пересмотреть существующий режим санкций, который никак не помог устранить 'муллакратию'. Комитет по Существующей Опасности, представляющий из себя группу адвокатов-'ястребов', предлагает оставить некоторые санкции, но в то же время восстановить дипломатические отношения и снизить ограничения на культурный обмен. Возникающие возможности можно будет использовать для оказания помощи иранским силам освобождения.
Демократия в Иране? Звучит неправдоподобно, не правда ли? Но ведь такой же неправдоподобной несколько недель назад казалась демократия на Украине.