Печальная сага о 'Юкосе' продолжается уже без участия в ней самого 'Юкоса'. После того как нефтяной гигант был практически ликвидирован, и его наиболее ценный актив в виде главного добывающего предприятия ушел на аукционе с молотка, а затем был возвращен государству, в голосе этой некогда самой крупной частной нефтяной компании России, возможно, вскоре зазвучит сильный китайский акцент.
В минувший четверг руководитель Администрации президента РФ и Председатель совета директоров ОАО 'Газпром' Дмитрий Медведев заявил, что 'Юганскнефтегаз' - бывшее основное нефтедобывающее предприятие 'Юкоса' - не войдет в состав объединенной компании 'Газпром-Роснефть', слияние которых планируется осуществить в ближайшее время. При этом он добавил, что 'Юганскнефтегаз', приобретенный на состоявшемся в этом месяце аукционе никому до этого неизвестной компанией - 'почтовым ящиком' 'Байкалфинансгруп' за более чем 7 млрд. долларов, а затем перепроданный государственной нефтяной компании 'Роснефть' за 300 долларов, будет находиться в полной государственной собственности. 'Юганск' был выведен из состава 'Юкоса' в счет погашения налоговой задолженности последнего в сумме 28 млрд. долларов.
Буквально сразу же после этих заявлений Медведева министр промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко выступил с сообщением о том, что Китайской национальной нефтяной компании, возможно, будет предоставлено право приобрести 20-процентный пакет акций государственной компании 'Юганскнефтегаз'.
Складывается впечатление, что во всем этом безумии, которое сопровождает действия российского руководства в отношении 'Юкоса', присутствует некое подобие методичности. Сначала полностью завладеть предприятием, а затем продать его значительную часть Китайской национальной нефтяной компании - все это сильно смахивает на действия умелого охотника, которому, чтобы подстрелить много дичи, требуется мало пуль.
Решение о том, чтобы не включать 'Юганскнефтегаз' с состав объединенной компании 'Газпром-Роснефть', является хорошей новостью. Объявленное ранее намерение ввести 'Юганск' в состав объединенной компании привело бы к затягиванию процесса слияния этих двух компаний, о котором было объявлено ранее, а также привело бы к замедлению темпов столь необходимого реформирования самого 'Газпрома'.
Инвесторы также смогли вздохнуть с облегчением. Компания 'Роснефть' со стопроцентным государственным участием смогла добавить 'Газпрому', в котором государству принадлежит большая часть акций, то, чего так долго и терпеливо дожидались все прочие инвесторы. Кремль со всей определенностью дал понять, что государство намерено увеличить принадлежащий ему пакет в 'Газпроме' до того, как газовый концерн перейдет на облегченную процедуру приобретения своих акций иностранными инвесторами.
Снятие ограничений на торговлю акциями является важной реформой в сфере деятельности 'Газпрома'. В настоящее время иностранным инвесторам запрещено приобретать акции, предназначенные для реализации на внутреннем рынке, а также те акции, торги по которым ведутся на зарубежных биржах по рыночной цене, значительно превышающей номинальную. Когда 'Газпром' окончательно снимет ограничения на обращение акций и откажется от разделения своих акций на внутренние и внешние согласно практике, именуемой 'двойным рынком акций', большинство аналитиков прогнозирует резкое повышение суммарной рыночной стоимости выпущенных 'Газпромом' акций.
Стоимость газпромовских акций, которыми владеет государство, также значительно вырастет. Инвестиционные фонды во всем мире будет рассматривать приобретение акций 'Газпрома' как одну из своих первоочередных задач. 'Газпром', который на протяжении длительного времени считался составной частью странной и не до конца понятной операции по ликвидации 'Юкоса', теперь имеет все шансы стать фаворитом среди объектов международной инвестиционной деятельности.
В тот же четверг министр МПС РФ Геннадий Фадеев заявил, что Россия превратится в главного поставщика нефти в Китай. Объем ее экспорта в эту страну в 2005 году составит 10 млн. тонн против 6 млн. в этом году, а к 2007 году объем экспортных поставок планируется увеличить до 15 млн. тонн.
Момент, который Фадеев выбрал для своего заявления, имеет принципиальное значение. Всю минувшую неделю ходили слухи, что правительство вскоре объявит о планах строительства трубопровода, трасса которого пройдет в район Дальнего Востока, а не в КНР. Считается, что дальневосточный вариант с выходом к тихоокеанскому побережью сможет обеспечить России большую гибкость в проведении ее экспортной политики. Ведь нефтепровод в Китай рассчитан лишь на одного потребителя. При этом любопытно отметить, что предложение о прокладке нефтепровода в Китай активно поддерживалось бывшим главой компании 'Юкос' Михаилом Ходорковским, ныне проходящим по уголовному делу в связи с уклонением от уплаты налогов и мошенничеством в особо крупных размерах.
Следует ожидать, что, скорее всего, трубопровод в Китай прокладываться не будет. Вместо этого Китайской национальной нефтяной компании будет предложен пакет акций в 'Юганскнефтегазе'. Это, конечно, совсем не то, на что рассчитывали китайцы, но все же обладание хотя бы частью столь ценного актива, каковым является 'Юганск', несомненно, подсластит горькую пилюлю провала лоббируемого китайской стороной проекта строительства экспортного нефтепровода. Кремль подобная сделка устраивает как нельзя лучше. Президент Путин называет Китай 'стратегическим партнером' России. Но при этом Китай во все возрастающей степени становится стратегическим конкурентом России. В связи с ростом потребностей КНР в области обеспечения страны энергоносителями, иметь Китай в качестве партнера в сфере энергетики отвечает интересам обеих сторон.
Можно сказать, что с помощью 'Юганскнефтегаза' Кремлю удается успешно распределять свои политические и экономические риски. Сохранение 'Юганска' в качестве государственной компании также ограничивает судебно-правовые риски. Ведь права собственности на 'Юганскнефтегаз' до сих пор оспариваются в судебном порядке. Обеспокоенные возможностью продолжения тяжбы в иностранных судах, российские власти, вероятно, пришли к выводу о том, что в случае, если компанией будет владеть государство, это защитит ее от действий адвокатов 'Юкоса' - станет для компании своего рода щитом. Но при этом не следует полностью сбрасывать со счетов вероятность того, что 'Юганскнефтегаз' все же может войти в состав конгломерата 'Газпром-Роснефть', но в более поздние сроки - намного позже того момента, когда китайцам будет в нем уступлена доля.
Решения российских властей по 'Юганскнефтегазу' свидетельствуют также о проявлении элементарного экономического рационализма. Включение 'Юганска' в состав 'Газпрома' в данный конкретный момент может обернуться полным кошмаром, особенно если учитывать то обстоятельство, что 'Газпром' и сам-то только-только начал реформирование своей собственной компании. Использование 'Юганска' в качестве инструмента внешней политики лишний раз свидетельствует о том, что нападки российских властей на 'Юкос' и его главных акционеров были в гораздо большей степени продиктованы стратегическими интересами России и будущим ее энергетики, нежели банальным сведением личных счетов.