ВАШИНГТОН, 30 декабря 2004 г. - Обнародованное на этой неделе заявление Москвы о том, что российские ракеты больше не будут бесплатно подбрасывать американских астронавтов до Международной космической станции (МКС), обусловлено не только финансовой стороной проблемы: оно отражает то, что многие бы назвали внезапным и тревожным охлаждением американо-российских отношений.
'Начиная с 2006 г., мы будем доставлять американских астронавтов на орбиту только на коммерческой основе', - заявил во вторник глава Федерального космического агентства (ФКА) РФ Анатолий Пермяков.
Подобное заявление, конечно же, не стало неожиданностью для руководства Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства США (НАСА). С тех пор как два года назад американский космический корабль многоразового использования (ККМИ) 'Коламбия' развалился на куски при вхождении в плотные слои атмосферы над Техасом, старые, но надежные ракеты-носители системы 'Союз' стали единственным средством, при помощи которого американские астронавты могут сегодня добраться до МКС.
Это изрядно веселит ученых и инженеров ФКА, работающих на космодроме 'Байконур' в Средней Азии. Ирония заключается в том, что американское агентство при своем умопомрачительном бюджете (16 миллиардов долларов США в год) и активной поддержке со стороны президента Джорджа Буша (George Bush), который продолжает верить в ученых НАСА вопреки низкому уровню безопасности при проведении космических исследований с участием человека, вынуждено полагаться на российскую космическую программу, хотя бюджетные ресурсы последней составляют лишь десятую часть тех денег, которые выделяются на освоение космоса в Америке.
Чтобы еще больше сгустить краски, достаточно сказать, что ракеты с американскими астронавтами на борту уходят в небо с 'Гагаринского старта' Байконура, той самой старинной стартовой площадки, откуда в апреле 1961 г. в свой первый полет отправился легендарный советский космонавт Юрий Гагарин.
Тем не менее, за последние два года ФКА ни копейки не взяло с НАСА за доставку американских астронавтов на МКС, хотя российскому агентству лишние деньги, безусловно, не помешали бы. К многочисленным первым местам, которые были завоеваны ею в соперничестве с США, российская космическая программа может прибавить еще одно - именно в России началась новая эра космического туризма. Два первопроходца уже побывали на орбите, принеся в копилку ФКА 20 миллионов долларов США каждый, и теперь российское агентство планирует поправить свое незавидное финансовое положения за счет увеличения количества космических туристов.
Последний раз ваш покорный слуга был на 'Байконуре' в июле этого года, и уже тогда руководство ФКА недвусмысленно намекало на то, что российские ракеты не будут вечно перевозить астронавтов НАСА.
Впрочем, раньше между НАСА и ФКА существовала ненавязчивая договоренность в стиле 'ты - мне, я - тебе'. Зачастую Соединенные Штаты позволяли российским космонавтам летать на МКС на борту своих 'шаттлов', так что можно сказать, что в этом смысле последние два года Россия платила услугой за услугу.
Но никто по обе стороны Атлантического океана не предполагал, что проверенную годами американскую программу челночных полетов в космос ждет забвение после катастрофы ККМИ 'Коламбия'.
Оставшиеся американские челноки будут готовы к запуску не ранее мая 2006 г.. Несмотря на все заверения руководства НАСА, у большинства специалистов есть серьезные основания сомневаться в том, что это обещание будет выполнено в срок. Пока что российские ракеты-носители остаются единственной палочкой-выручалочкой для американских астронавтов, несмотря на миллиарды долларов, которые правительство США продолжает ежегодно выделять НАСА.
Всем известно, какое финансовое давление оказывается на ФКА в случае с участием в проекте по строительству и поддержанию в рабочем состоянии 'белого слона' под названием МКС (стоимость проекта составляет 95 миллиардов долларов США). Однако Россия сегодня способна самостоятельно финансировать свою космическую программу и покрывать непредвиденные расходы, чего не было и в помине, скажем, пятнадцать лет назад.
Возможно, кто-то не поверит, но именно НАСА сегодня является вопиющим примером национализированной, подконтрольной государству, непродуктивной и зачастую неумелой бюрократии. Российское космическое агентство в течение долгого времени было вынуждено урезать свой бюджет и руководствоваться требованиями объективной реальности для того, чтобы выжить в условиях мирового рынка. Это заставило ФКА отказаться от собственных дорогостоящих 'шедевров инженерной мысли', вроде ККМИ 'Буран', посадить себя на жесткую денежную диету и сосредоточиться только на тех программах, которые доказали свою эффективность. Сюда в первую очередь входят такие проекты, как использование высоконадежных грузовых кораблей 'Союз' и 'Прогресс', а также успешное испытание новой ракеты-носителя 'Днепр', созданной специально для вывода на орбиту иностранных спутников связи на базе устаревшей межконтинентальной баллистической ракеты РС-20, известной в натовской классификации под обозначением SS-18 'Сатана'.
Сейчас, когда российское правительство благодаря беспрецедентным ценам на нефть пожинает обильные плоды в виде доходов от экспортных энергетических поставок, Владимир Путин, безусловно, может проявить благородство и позволить американским астронавтам полетать еще пару месяцев на российских ракетах. Если захочет, конечно.
Однако это стремление кровь из носа, но заставить Америку платить за использование ракет системы 'Союз' никогда не было обусловлено исключительно экономическими причинами. С тех пор как захватывающая космическая гонка времен 'холодной войны' завершилась в середине 70-х годов прошлого столетия стыковкой 'Союз-Аполлон', американо-российское сотрудничество в программе совместных пилотируемых космических полетов стало барометром политических отношений между этими двумя ядерными державами.
Строительство МКС ознаменовало собой конец 'холодной войны' и начало новой эры плодотворного сотрудничества бывших противников.
За последние четыре года Джордж Буш и Владимир Путин приложили немало усилий для укрепления этого сотрудничества. Подчас для этого им приходилось идти наперекор мощным оппозиционным силам у себя на родине и преодолевать старые предрассудки и возмущение населения, что особенно справедливо в случае с войной против терроризма.
Но сегодня российский лидер кипит от злости из-за поражения на украинских президентских выборах Виктора Януковича, которого он во время своего визита в Киев лично поддержал в борьбе против прозападного кандидата Виктора Ющенко.
Лидер украинской оппозиции и его ближайшие соратники дали ясно понять, что намерены как можно скорее привести Украину в Европейский Союз, а если повезет, то и в НАТО. Если это случится, то российской власти и политическому влиянию в Евразии будет нанесен самый болезненный удар с момента распада Советского Союза, который произошел 13 лет назад.
Перестановки, которые Джордж Буш сделал в своей внешнеполитической команде после избрания на второй срок, свидетельствуют о чистке рядов 'старой гвардии', верой и правдой служившей еще его отцу и стоявшей у истоков разрядки политической напряженности и установления добрососедских отношений сначала с Советским Союзом, а затем и с Россией. Теперь московские политики угрюмо ждут начала эпохи политического давления на Россию со стороны Вашингтона и Западной Европы.
Вот почему слова Анатолия Перминова не должны рассматриваться только лишь как ответная реакция на тяжелое финансовое положение, в котором оказалась сегодня российская космическая программа. Это больше похоже на последнее предупреждение о том, что легкость и ненавязчивость, которые ранее присутствовали в американо-российском сотрудничестве, канули в Лету. И заявление главы ФКА является предвестником еще больших проблем.